Version: 0.1.0

"Тегеран-43": невымышленная история любви и разведки

Тридцать лет Геворк и Гоар жили под чужими именами и даже признавались друг другу в любви на иностранных языках.

Эта история началась в Тегеране более полувека тому назад. На дворе стоял 1946 год, и совсем недавно, в 1943-м, здесь состоялась знаменитая Тегеранская конференция. Но сегодня о ней и не вспоминали. Гоар выходила замуж за Геворка, и это было главной городской новостью.

Вспоминает Гоар Вартанян: "Мы познакомились, когда мне было 13 лет. Мы полюбили друг друга, и после этого Георгий Андреевич завербовал меня в свою группу. Ну, я, конечно, выполняла все задания, которые ставились передо мной, по мере возможности. А в 1946 году мы поженились, была очень хорошая свадьба... Но я должна сказать, что вообще-то я замуж выходила три раза. Но за одного и того же человека. Ну, потому что по разным документам. Нужно было еще раз выходить замуж, и еще раз, в других странах легализовать документы. Вот потому я трижды выходила замуж".

В их семейном альбоме — три свадебные фотографии. Три раза Геворк и Гоар говорили друг другу "да". Трижды разные фотографы увековечивали эти кусочки счастья и любви. Любви, которой хватило бы, наверное, на тысячу судеб.

Высокопоставленные политические деятели многих стран предоставляли им свои личные самолеты и считали это для себя большой честью. Они были частыми гостями светских раутов и балов, где собирались только избранные. И это была их работа.

Тридцать лет они жили под вымышленными именами и даже признавались друг другу в любви на чужих языках. Именно они стали прототипами главных героев знаменитого фильма "Тегеран-43", но знало об этом лишь несколько человек в мире. Все их документы и шифровки всегда были подписаны именами Анри и Анита. Их любовь родилась в том самом году, когда три великие державы решили заключить Союзный договор, а местом для этого выбрали Тегеран.

В планах Гитлера Ирану отводилась весьма важная роль. Иран — это страна нефти и стратегических коммуникаций. Именно поэтому Советскому Союзу было крайне важно укрепить здесь свои позиции. В Тегеране действовала главная резидентура нашей разведки, ее возглавлял Иван Агаянц. Однажды в начале 1940. шестнадцатилетний подросток предложил Агаянцу, казалось, невероятное — организовать из своих сверстников, таких же мальчишек и девчонок, разведотряд. Резидент согласился. Мальчишку, который пришел к Агаянцу, звали Геворк Вартанян. Впрочем, отныне у него появился и псевдоним — Амир. Группа, созданная Амиром, в шифровках называлась "легкая кавалерия".

Из воспоминаний Геворка Вартаняна: "К нам обратились за помощью ГРУ (военная разведка) — к нам, к нашему резиденту. Они долго следили за одним фашистским агентом. А он сам вообще немец был. Немец, но замаскированный под видом иранского коммерсанта. Они знали, что он фашистский разведчик, за ним следили. Очень тесно работали и каждый раз ни с чем приходили.

Ну, тогда нам поручили, группе: "Давайте вы ведите наружное наблюдение". Тогда мы посоветовались, подумали, кто на крышу залез, кто на дерево, и начали наблюдение вести уже внутри дома. А у него такой дворик с бассейном был. И вот через несколько дней, в один прекрасный день, вышел он — и вдруг выходит близнец, копия его... Оказывается, это близнецы были, братья. Сидят около бассейна, распивают что-то. Вот тут-то все и выяснилось. Один, значит, из дома выходит, знает, что наружка идет за ним, и водит их по всему городу, а второй, после того как наружка уберется, выходил и шел на встречу. Вот такие штуки тоже бывали в жизни".

Только однажды "легкая кавалерия" была близка к провалу. Геворка Вартаняна бросили в тюрьму. Но на защиту сына влиятельного фабриканта встал весь город, и Геворка отпустили. А спустя всего лишь несколько месяцев именно ему предстояло выполнить задание, которое перевернуло всю мировую историю.

Рассказывает Юрий Дроздов, генерал-майор КГБ СССР, начальник управления "С" нелегальной разведки ПГУ КГБ в 1979–1991 годах: "Могу сказать, что Анри, когда смотрит — в который раз — кинофильм "Тегеран-43", говорит, что все было иначе... Ясно, что человек, который имеет соответствующую подготовку, видел события изнутри. Тем более что его возможности в Тегеране распространялись от возможностей английской разведки и до других официальных и неофициальных учреждений. И нужно сказать, что в том, что удалось тогда предотвратить провокацию против руководителей Большой Тройки, есть его огромная заслуга".

Из воспоминаний Геворка Вартаняна: "Ну, конечно, художественный фильм всегда накручивает, это естественно. Но и там есть эта правдивая сцена, когда фашисты хотели проникнуть через водоканал в английское посольство в день рождения Черчилля и там провести теракт. Два родника в Тегеране находилось — один был в английском посольстве, второй в шахском дворце, эту воду продавали за деньги людям. И вот через этот водоканал хотели вылезти в английское посольство в то время, когда чествовали Черчилля — а там находились и Сталин, и Рузвельт, — и там совершить теракт. Но это тоже пресекли".

Настоящая история "Тегерана-43" стала известна только сейчас. Ее герои — прототипы любимцев кинозрителей — рассекречены лишь недавно. И все-таки есть сходство у реальных и "киношных" героев: и те, и другие были влюблены друг в друга.

Вспоминает Гоар Вартанян: "После этого, конечно, мы все время вместе работали, до 1951 года. И каждый раз у нас была мечта приехать в Советский Союз. И всегда мы просили, чтобы нас туда отправили. Даже купили такой сундучок, чтоб туда ехать, и наши ребята — Георгий Андреевич, мой брат и его брат — сшили пальто кожаные, длинные, сапоги заказывали. Думали: вот приедем, чтобы не отличаться от других людей, которые живут у нас в стране. И вот, когда мы приехали сюда в 1951 году, конечно, ничего из этого нам не пригодилось".

За 30 лет своей командировки Геворк и Гоар сменили не один десяток стран. Менялись друзья, дома и даже религии. Вербовались новые агенты. Впрочем, большинство из них даже не подозревали, что являются агентами. Обаяние Геворка и Гоар просто притягивало к себе самых разных людей. Иногда просто так, по секрету, им сообщали информацию, которая впоследствии ложилась на стол советских руководителей...

Отрывок из книги Игоря Прокопенко "По обе стороны фронта. Неизвестные факты Великой Отечественной войны".