Миллиардеры пожаловались на пошлины. Путин призвал вкладывать "в дом"
В четверг прошло онлайн-совещание о мерах по стимулированию инвестиционной активности. На связи с Путиным оказались не только члены правительства и руководители Госдумы, но и владельцы крупнейших российских компаний, герои списков Forbes, миллиардеры, цвет и гордость российского бизнеса. И речь шла вовсе не об иностранных инвестициях в российскую экономику, а о чем Путин говорит еще с 2018-го, когда объявил о начале нацпроектов. Об инвестициях в них нашего бизнеса.
Причем у совещания был интересный фон. Именно на этой неделе правительство определило порядок ведения мониторинга цен на потребительские товары и услуги. Помните почему? В декабре прошлого года президента возмутил резкий рост цен на основные продукты питания, и он жестко спросил с правительства. Цены на сахар и подсолнечное масло удалось притормозить до 1 апреля этого года путем договоренностей с производителями и ретейлом. Но тут же начали расти цены на картошку, куриное мясо, свинину, огурцы. И вот правительство решило: пусть каждое ведомство будет отслеживать риски роста цен в тех областях, за которые отвечает. Минсельхоз будет следить за стоимостью продуктов, Росалкоголь - за ценами на спиртное, Минэнерго будет контролировать цены на топливо. Минпромторг будет контролировать цены на промышленные товары и вообще контролировать контролирующих. Правда, речь идет не о регулировании. Только о мониторинге. Ну, может быть, это такой способ загипнотизировать цены, чтобы они затормозили. Путин уже несколько раз высказывался по поводу роста цен, в первую очередь на продукты питания. Он удивлялся, как так: государство вкладывает в сельское хозяйство, помогает бизнесу, а тот занят в основном экспортом из-за высоких мировых цен на продовольствие.
И вот бизнес пришел к президенту. Все же грамотные люди. Все читали тему совещания. Ин-вес-ти-ции. Все понимали, о чем пойдет речь. Но как только наши, как говорится в мультфильме "Дюймовочка", "состоятельные кроты" начали говорить, выяснилось, что их инвестициям в российские нацпроекты мешает угроза бедности.
Совещание с акулами бизнеса в режиме онлайн. На связи - 66 крупнейших бизнесменов и федеральные министры. В окошках они появляются попеременно - сразу всех вывести на экран невозможно. Президент напоминает, что государство сделало для бизнеса во время пандемии. Ключевая ставка снижена до исторического минимума, а это - дешевые кредиты. Внедрены новые механизмы защиты инвестиций.
"Как уже отмечал, по итогам прошлого года снижение ВВП России составило 3,1 процента. Спад оказался меньше, чем во многих других странах мира. Наметилось улучшение конъюнктуры - по металлу, удобрениям, никелю", - говорит президент России Владимир Путин.
Не нужно быть экономистом, чтобы понять: благодаря господдержке бизнес в большом плюсе. Сверхприбыль неплохо бы вложить в развитие страны. Чтобы выросли доходы не только у 66 приглашенных миллиардеров.
"Важно, чтобы этот ресурс сработал на развитие России, на развитие экономики страны. В приоритете должны быть проекты, которые помогут достичь национальных целей развития", - говорит президент.
Владимир Путин в экономических вопросах разбирается детально. 14 минут объяснял собравшимся, почему бизнес должен быть ответственным. А потом два часа слушал новые предложения и описание ужасов капиталистической реальности. Очень тяжело живется людям из списка Forbes. "Москва-Сити" с небоскребами и офисами крупнейших компаний стала символом деловой жизни страны. Но вот что интересно: если взять только выступавших на совещании с президентом бизнесменов, то на их личные деньги не только "Сити", а вся столица могла бы жить целый год. Речь идет о сумме в три триллиона рублей. Вадим Мошкович - руководит "Русагро". Все это время его компания вела борьбу за импортозамещение. Победа! Вывели собственные семена свеклы. Их теперь не надо покупать за границей. Но и в России их нет. Компания ждет вложений из бюджета.
"Мы получили наши внутренние семена на уровне мировых аналогов. А за это время нас два года только болтали по кабинетам туда-сюда и эту программу никак не могли утвердить", - говорит он.
Импортозамещению 6 лет. Для сельхозпроизводителей - подарок судьбы: иностранных конкурентов просто убрали с рынка. Но агрохолдинги только теперь взялись за реальное импортозамещение семян - когда прижало. Для президента это не секрет. И он напоминает, благодаря чему в сельском хозяйстве сейчас такие успехи.
"Думаю, что вы со мной согласитесь, что вы и ваша компания, и вообще сельхозпроизводители, даже не сельхозпроизводители, а бизнес, который работает в этой сфере, добиваются успехов благодаря системной, многолетней поддержке со стороны государства", - говорит Владимир Путин.
И вроде бы миллиардер согласен. Но в перечне есть и другие жалобы - надо закрыть гештальт. Пошлины на экспорт подсолнечного масла, которые только планируют ввести, якобы больно ударят по бизнесу.
"И сегодня сельхозпроизводитель оказался зажат меж двух, получается, огней: с одной стороны, введены экспортные пошлины, с другой стороны, выросли цены на удобрения", - говорит Вадим Мошкович.
Оно и понятно: продавать за рубеж выгоднее. И бизнес просит эти барыши не отнимать. Российский экспорт сельхозпродукции в 2020 году стал рекордным. На 20% больше чем в 2019-м. Может быть, отсюда искусственный рост цен, например на сахар? Сахар, который производит компания "Русагро"? Владимир Путин в декабре лично вмешался - потребовал принять меры против роста цен. Только тогда они стабилизировались.
"Просто здесь баланс интересов должен соблюдаться. Почему я достаточно жестко, может быть, разговаривал с коллегами из правительства? Удары внутриценовые не должны быть такими, которые имели место. Речь идет об ограничениях, связанных с извлечением сверхприбыли. И здесь ничего страшного нет", - говорит Владимир Путин.
Для Мошковича вообще ничего страшного: его личное состояние Forbes оценивает в 2 млрд 400 млн долларов. И он следует американской традиции миллионеров - выглядит очень скромно.
"Имидж такого простого человека. В какой-то степени продумывается специально. С точки зрения дресс-кода смысл в этом есть. Будет звучать более народно, несмотря на хаос в волосах", - говорит руководитель программ Института репутационных технологий Ирина Дмитриева.
В очереди тех, кто хотел рассказать о нелегкой доле бизнеса, был и Дмитрий Пумпянский - руководитель "Трубной металлургической компании".
"К сожалению, средний срок реализации инвестиционного проекта по строительству крупного производственного объекта в России почти на полтора года больше, чем в Европейском союзе", - заявил он.
Можно посочувствовать, хотя компания Пумпянского за 2020-й, как пишут деловые СМИ, увеличила чистую прибыль в 6 раз! А состояние самого миллиардера только за время подготовки сюжета, согласно данным Forbes, выросло на 220 миллионов долларов. Миллиардеры чувствовали себя героями - они вложились в так называемый фонд фондов - для развития высокотехнологичных проектов.
"Десять представителей крупнейшего бизнеса России уже подтвердили свое участие, включая меня. Мы инвестируем по 1 миллиарду рублей", - говорит предприниматель Андрей Гурьев.
Семья Гурьевых тоже в списке Forbes - с 6 миллиардами долларов. Как писала британская пресса, им, вероятно, принадлежит второй по размеру частный особняк в Лондоне после Букингемского дворца.
"У нас где-то богатые люди зарабатывали? Они не создают добавленную стоимость. Большая их часть ориентирована на экспорт", - говорит экономист Михаил Хазин.
Неожиданным стал монолог миллиардера Григория Березкина. Он придумал, как спасти коллег от возможных убытков в период низких цен.
"Инвестор тогда, вместо того чтобы всё бросить, идет в определенное финансовое учреждение и договаривается о покупке финансового инструмента, который позволит ему избежать дефолта в период низких цен, а расплачиваться с финансовой организацией он будет в период восстановления цен. У нас даже родилось название для такого инструмента - контрциклическое хеджирование", - говорит он.
То есть государство должно подстраховать бизнес, если гешефт не очень. Тут в окошке сверху занервничали банкиры - у них синхронно зачесались носы. А глава Центробанка даже стала заикаться.
"Чтобы не было так, когда цены низкие - помогает государство, а когда цены высокие - это идет чисто в прибыль", - делает вывод глава ЦБ Эльвира Набиуллина
Наконец, министр финансов Антон Силуанов перевел все на русский язык.
"Здесь просто речь идет о чем? О том, что предлагается как бы вершки забирать себе, а корешки, в случае рисков, относить на бюджет Российской Федерации", - сказал он.
Вот только реально остудить пыл миллиардеров ни Силуанов, ни Набиуллина не смогли. Бизнесмены больше двух часов фонтанировали идеями, как государству облегчить им жизнь. В итоге президенту пришлось подчеркнуть: деньги лучше вкладывать в свою экономику. А не кормить чужую.
"Сами решайте. Но лучше - в дом, здесь спокойнее и надежнее", - сказал президент.
А чтобы не было сомнений - дал поручение.
"Поручаю Федеральной налоговой службе в течение года вести детальный мониторинг прибыли и инвестиционной активности крупнейших отечественных групп компаний и ежеквартально докладывать мне, что происходит с выросшими доходами от внешней конъюнктуры", - заявил президент.
Если проще, за крупным бизнесом будут приглядывать. Чтобы цели миллиардеров хотя бы приблизились к национальным.