Подлодки России: от бочки в Неве до атомных крейсеров с гиперзвуком
Иностранные военные эксперты признали атомную подводную лодку К-329 «Белгород» самой совершенной на российском флоте. В западной прессе ее даже окрестили «подлодкой Судного дня». Полные характеристики субмарины держат в секрете, но известно, что «Белгород» оснащен беспилотными аппаратами «Посейдон» и линейкой роботизированных комплексов. Недавно К-329 успешно прошла испытания в Белом море. К концу года она заступит на боевое дежурство. Мало кто знает, но история российского подводного флота насчитывает около 300 лет. Как выглядела первая подлодка в нашей истории? И почему американцы отстали от нас на годы? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!
Смертоносная серия «Ясень»
Летом 2021-го в Северодвинске спустили на воду подводный крейсер «Красноярск» четвертого поколения. Длина подлодки - почти 1,5 футбольных поля, глубина погружения - до 600 метров, автономное плавание - 100 дней. Несмотря на внушительные габариты и вес в 14 тысяч тонн, субмарина разгоняется до 60 километров в час. Это одна из подлодок проекта «Ясень-М». Крейсер «Казань» уже вошел в состав Северного флота. Еще одна субмарина - «Новосибирск» - проходит испытания. На западе представителей серии «Ясень» считают смертоносными. Они быстрые, бесшумные, малозаметные и вооружены гиперзвуковыми ракетами.
«Лодка может нести крылатые ракеты «Калибр», которыми можно стрелять по береговым объектам на 2,5 тысячи километров. Она несет крылатые ракеты «Оникс», которыми можно уничтожать надводные корабли, и торпедное вооружение, уничтожающее подводные объекты», - говорит военный эксперт, капитан 3-го ранга запаса Дмитрий Литовкин.
«Потаенное судно» для Петра I
Родоначальником российского подводного флота можно считать плотника-самоучку Ефима Никонова. В 1719 году он пообещал Петру I построить «потаенное судно» для поражения вражеских кораблей. Государь ухватился за идею, выдал плотнику деньги и присвоил ему звание «мастера потаенных судов». В марте 1724-го Никонов провел первые испытания на Неве в присутствии императора. Судостроитель отвесил поклон государю и торжественно начал погружение. Вскоре «потаенное судно» камнем пошло ко дну, ударилось о грунт и дало течь. Петру I пришлось организовать спасение горе-подводника и его субмарины.
«Это был, несомненно, самородок, но абсолютно неграмотный человек. Испытания по погружению каждый раз заканчивались неудачно», - рассказывает военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.
Подлодка Александровского
Не повезло и другому русскому изобретателю-самоучке Ивану Александровскому. В 1866 году он создал первую отечественную подлодку с механическим двигателем. После ряда испытаний и доработок субмарину даже приняли на вооружение и набрали команду.
«Были нижние чины, унтер-офицерские составы, офицер-командир. На них смотрели как на потенциальных смертников», - делится Василий Дандыкин.
В июне 1871 года судну решили устроить еще одно испытание на прочность. Подлодку загерметизировали и без экипажа погрузили на глубину 30 метров. Корпус не выдержал давления, и субмарина затонула. Морской комитет тут же утратил к новинке всякий интерес. Александровский разорился на других изобретениях и умер в забвении.
Гатчинский успех
Первым коммерчески успешным проектом стал «подводный минный аппарат» конструктора Степана Джевецкого. Он эффектно представил изобретение будущему императору Александру III и его супруге Марии Федоровне. В 1880 году они отдыхали на Серебряном озере в Гатчине. Джевецкий проплыл на субмарине прямо под шлюпкой августейшей четы, взорвал миной небольшой плот, причалил к берегу и вручил Марии Федоровне букет ее любимых орхидей. Инженер тут же получил заказ на 50 подлодок и 100 тысяч рублей. Через пять лет Джевецкий построил первую в мире подлодку с электрическим двигателем.
«Это та субмарина, от которой «стали танцевать» конструкторы подводных лодок конца XIX - начала XX века», - уточняет Василий Дандыкин.
Практика мировых войн
В Первую и Вторую мировые войны операции с участием боевых подлодок стали обычным делом. Против нацистской Германии сражались 170 советских дизель-электрических субмарин. 81 подводная лодка не вернулась из военных походов.
«Большинство кораблей на момент гибели находилось на подзарядке аккумуляторных батарей или пополняло запасы кислорода. Немецкая авиация уничтожала их в надводном положении», - комментирует Дмитрий Литовкин.
«Ленинский комсомол»
Советские инженеры учли ошибки. В конце 1950-х в СССР построили атомную подлодку «Ленинский комсомол», которой не нужно было всплывать для подзарядки батарей. В июне 1962 года субмарина прошла подо льдами Северного Ледовитого океана и дважды пересекла Северный полюс, где подводники установили государственный флаг. 1960-е годы называют «золотым веком» советского подводного флота.
«Тогда появились уникальные проекты - например, так называемая «Золотая рыбка». Она отличалась небывалой скоростью хода - порядка 45 узлов. Торпеда не могла догнать подводную лодку», - утверждает Василий Дандыкин.
Проект 661 «Анчар»
Официальное название субмарины - проект 661 «Анчар», а «Золотой рыбкой» ее прозвали за колоссальную стоимость. Но два миллиарда рублей по курсу 1968 года того стоили. Рекорд скорости подлодки - 83 километра в час - не побит до сих пор. А на Западе ее прозвали «убийцей авианосцев». Это была первая в мире подводная лодка, скрытно запускавшая крылатые ракеты из-под воды. Уже в 1980-е сверхскоростную субмарину списали и отправили в утиль. После развала СССР эта судьба постигла и многие другие атомные подлодки.
Возрождение флота
Спустя несколько лет подводный флот начали возрождать - в Северодвинске заложили первый подводный ракетный крейсер проекта «Борей». А в 2010-м на воду спустили субмарину проекта «Ясень».
«Эти корабли составляют костяк подводного флота России. Они технологичны. Отследить современную атомную подводную лодку практически невозможно. Северный флот недавно продемонстрировал учения на запредельных глубинах - 500 метров. Причем там применяли оружие. Это ноу-хау нашего флота», - делится Дмитрий Литовкин.
Отставание американцев
Главными конкурентами российских субмарин называют американские ракетоносцы Ohio с боеголовками Trident на борту. Но это устаревшие подлодки, самая новая поступила на службу почти четверть века назад. «Огайо» планируют заменить новейшими атомными подлодками «Колумбия», рассчитанными на 42 года службы. Однако первый экземпляр спустят на воду не раньше чем через 10 лет. За это время российские инженеры вполне могут совершить новый технологический скачок. В Министерстве обороны уже разрабатывают системы искусственного интеллекта - в том числе для подводных лодок.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории - все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.