Version: 0.1.0

Русские папарацци: как боролись за внимание Николая II пионеры кино

Снимать отечественное кино начали еще во времена Российской империи. Почему Николай II считал кинематограф «балаганным промыслом»? Зачем Абрам Дранков караулил Льва Толстого в туалете и дрался с Максимом Горьким?

В 2021 году на Каннский фестиваль попали сразу шесть отечественных кинолент. Две из них взяли Гран-при в разных номинациях, один приз присудили за операторскую работу. Больше полусотни стран собираются купить фильмы, сериалы и мультфильмы российского производства.

Когда речь заходит об успехах отечественного кино, обычно вспоминают советский период. На самом деле российский кинематограф заявил о себе гораздо раньше. Как пионеры киноиндустрии сражались за благосклонность Николая II? Зачем выдающийся кинодеятель Абрам Дранков караулил в туалете Льва Толстого? Как выглядели первый боевик и первая мыльная опера, снятая в Российской империи? Об этом рассказали эксперты программы «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

«Опасные заведения»

Кинематограф в Российскую империю пришел без опозданий: уже через четыре месяца после первых парижских киносеансов «живым фотографиям» - так называли немые фильмы – уже удивлялись в Москве и Санкт-Петербурге.

«На кинопоказы приходили как офицеры и дамы из высшего общества, так и дворники и простые рабочие. Кинематограф не был обращен к какой-то конкретной публике, как, например, был отдельно театр и отдельно балаган», - рассказала руководитель научного отдела Госфильмофонда России, историк отечественного кинематографа Ольга Деревянкина.

Первые киноленты представляли собой несвязную и порой нелепую нарезку: прибытие поезда, коронация монарха, крокодилы, зима в России. Зрители приходили на сеансы и уходили, когда считали нужным. В кинозалах было темно, шумно, многолюдно. Этим стали пользоваться революционеры.

В 1908 году на высочайшее рассмотрение императору Николаю II представили доклад директора департамента полиции. В кинотеатрах Киева после окончания сеанса и ухода публики постоянно находят прокламации социалистов. Император был возмущен: «Я неоднократно указывал, что эти кинематографические балаганы – опасные заведения, там негодяи могут черт знает что натворить. Благо народ, говорят, толпами валит туда, чтобы смотреть всякую ерунду. Не знаю, что бы придумать против таких балаганов», - указал монарх в одной из резолюций.

Александр Ханжонков

В 1905 году одним из первых посетителей таких балаганов стал казачий подъесаул Александр Ханжонков, участник Русско-японской войны. Он вышел в отставку по состоянию здоровья и получил от государства 5 тысяч рублей. Эти деньги стали его стартовым капиталом в молодой киноиндустрии. Ханжонков занялся прокатом заграничных фильмов, сам пытался экранизировать народные песни и сказки. Заметным дебютом стала съемка Мессинского землетрясения 1908 года – эти кадры теперь считают первыми шагами в кинодокументалистике.

Вскоре Ханжонков встретил другого начинающего кинодеятеля Абрама Дранкова, который снял знаменитую ленту про Стеньку Разина, который топил княжну. Ханжонков простодушно рассказал коллеге о своих планах экранизировать поэму Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Дранкову идея понравилась, и он попытался снять картину первым.

«Наверное, он был не очень добропорядочным человеком, ему не стоило рассказывать о своих планах», - полагает старший научный сотрудник НИИ киноискусства при ВГИКе, историк отечественного и мирового кинематографа Сергей Каптерев.

Абрам Дранков

Абрам Иосифович Дранков происходил из еврейских мещан. Детство провел в Феодосии и Севастополе, крутился как мог. Сначала держал танцевальные классы, потом увлекся фотографией и понял, что зарабатывать нужно в Санкт-Петербурге. Вместе с братом он открыл целую сеть фотоателье, по подсчетам историков, их было не меньше полусотни.

Именно Дранков первым догадался использовать электрический свет при съемках. Его фотографии печатали ведущие лондонские и парижские газеты, а за снимки российского государя он получил звание поставщика Двора Его Императорского Величества.

В кино Абрам Иосифович зашел резво, не церемонился ни с кем, чуял сенсации и интерес зрителя за версту. Он договорился с женой Льва Толстого о съемках в Ясной поляне, приехал и начал командовать. Графу такая напористость не понравилась, и он не показывался на глаза кинематографисту. По легенде, чтобы снять Толстого, Дранков два часа сидел в засаде с камерой в деревенском туалете. Аудитория оценила: все хотели посмотреть на Льва Николаевича в кино.

Следующим стал Максим Горький – Дранков исподтишка снял писателя на вилле в Капри и, говорят, даже подрался с ним, потому что Горький пытался отобрать пленку. Неудивительно, что ушлый Дранков не упускал возможности воровать чужие идеи, как это произошло с Ханжонковым.

«Ханжонков работал над укреплением материальной базы, он вкладывался в студию, никогда не скупился с окладом актеров и съемочной группы, очень серьезно к этому относился. У Дранкова было другое отношение», - уверена историк отечественного кинематографа Ольга Деревянкина.

Василий Гончаров

Дранков шел по головам, не считаясь ни с кем. В числе обиженных сотрудников оказался начинающий режиссер и сценарист Гончаров.

«Ему никто не дал возможности защитить свой сценарий с юридической точки зрения, потому что не было прецедентов, никто не понимал, что это нужно», - поясняет историк отечественного и мирового кинематографа Сергей Каптерев.

Гончаров сделал правильный выбор: ушел к конкуренту Дранкова Ханжонкову. Противостояние пионеров кинематографа обострилось еще больше.

«Оборона Севастополя»

Когда Александру Ханжонкову принесли сценарий «Обороны Севастополя», он в него не поверил, но сценарист Гончаров был очень настойчив. Кинодеятель отмахнулся, мол, вот тебе деньги на фрак и билет в Петербург, иди и убеди государя, без его помощи таких массовых сцен не снять. И сценарист сделал невозможное.

Прошло примерно полтора года, император был в восторге от результата и пожаловал Ханжонкову драгоценный перстень со своей руки. «Оборона Севастополя» стала прорывом в кинематографе, это первый случай в истории, когда государство профинансировало игровое кино, помогло организовать обширные батальные сцены и дало высочайшее разрешение использовать любые ресурсы российской армии.

«Россия Америку точно опередила в том, что вышла на уровень полного метра. В конце фильма «Оборона Севастополя» показывают лица ветеранов, это производит невероятное впечатление. Я считаю этот фильм выдающимся произведением мирового кино», - добавляет историк отечественного и мирового кинематографа Сергей Каптерев.

300-летие дома Романовых

Абрам Иосифович Дранков тоже не сидел сложа руки. Приближалось очень важное событие, ради которого он решил сменить имя и даже отчество и стал Александром Осиповичем. В 1913 году Российская империя праздновала 300-летие дома Романовых. В честь этого события Ханжонков подготовил небольшую картину из 14 эпизодов.

Дранков оказался шустрее и представил свой фильм под названием «300-летие царствующего дома Романовых», в котором было 47 эпизодов. Победа? Нет, грандиозный провал. Император сердечно поблагодарил Дранкова, перепутав его с Ханжонковым, который ранее снял «Оборону Севастополя».

Первый сериал Дранкова

К своей семье Николай II ушлых киношников не подпускал, вся хроника императорской семьи снята едва ли не единственным придворным оператором Ягельским. Отношение к отечественному игровому кино менялось в худшую сторону, в том числе из-за Дранкова, который в 1914 году снял первый сериал про воровку Соньку Золотую ручку.

«Как раз в то время стало появляться предупреждение, что нельзя детей допускать к кинематографу, потому что он учит воровать», - добавляет историк отечественного кинематографа Ольга Деревянкина.

«Балаганный промысел»

Летом 1913 года императору принесли статью из какой-то американской газеты, в которой обсуждался российский кинематограф. Автор был настроен скептически, говорил о цензуре и политических проблемах. Николай II отреагировал резко, написал резолюцию, что считает кинематографию пустым, никому не нужным и даже вредным развлечением. Только ненормальный человек может поставить этот балаганный промысел вровень с искусством. Все это вздор, и придавать значение таким пустякам не следует.

После революции

Первые три года после революции Ханжонков оставался на родине. Он был одержим идеей российского Голливуда - именно он основал киностудию, которую позже национализировали и переименовали в Ялтинскую. После этого Ханжонков уехал за границу.

В 1922 году в Европе на арендованной вилле он на последние деньги пытался создать звуковые фильмы. Оставшись без средств, Ханжонков согласился вернуться на родину, но советская власть доверила пионеру кино только монтаж чужих картин.

«Он занимался перемонтажом фильмов, это было частое явление как с нашими фильмами за границей, так и с заграничными у нас. Фильмам, как правило, переделывали финал, могло быть и полное изменение фильма», - поясняет историк Ольга Деревянкина.

А Александр Дранков сразу после революции вместе с войсками Врангеля бежал в Константинополь, где пытался открыть парк аттракционов и устраивал тараканьи бега – в последнем, кстати, он преуспел.

Потом Дранков безуспешно уговаривал голливудских продюсеров снять кино про интрижку Николая II с балериной Матильдой Кшесинской. В итоге его последним делом стал небольшой салон по проявке и печати фотографий. В 1949 году Дранкова похоронили на Еврейском кладбище в Сан-Франциско.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории - все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.