Красный таран: как советский корабль отогнал американцев от Крыма
Российские военные завершили очередной этап испытаний противокорабельной ракеты "Циркон". Она предназначена для ударов как по морским, так и по прибрежным целям. "Циркон" летит во много раз быстрее звука - со скоростью почти три километра в секунду, что серьезно затрудняет его обнаружение и перехват. Американские военные аналитики заявили, что гиперзвуковое оружие представляет собой серьезную угрозу кораблям НАТО. В свою очередь боевые суда Североатлантического альянса нередко провоцируют конфликтные ситуации, вплотную приближаясь к российским границам. Мало кто знает, что в истории этого давнего противостояния был эпизод, когда вытеснять американские корабли из территориальных вод у южного побережья Крыма пришлось с помощью тарана. Почему обойтись без этого опасного маневра было невозможно? И к каким последствиям привел конфликт между двумя сверхдержавами? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
"Красный таран"
Этот случай Министерство обороны России назвало намеренной провокацией. 23 июня британский эсминец Defender пересек российскую государственную границу в районе мыса Фиолент в Крыму. На предупреждение экипаж иностранного корабля не реагировал.
В итоге российским военным пришлось открыть предупредительный огонь, а самолет Су-24М сбросил несколько глубинных бомб по курсу движения эсминца. Намек британские моряки поняли и изменили курс.
В феврале 1988 года советские моряки гораздо жестче отреагировали на нарушение госграницы двумя американскими кораблями - ракетным крейсером "Йорктаун" и эсминцем "Кэрон".
Инцидент, который известен как "красный таран", тоже произошел в Черном море у побережья Крыма. Сторожевые корабли СКР-6 и "Беззаветный" надолго отбили у американских моряков желание заходить в территориальные воды Советского Союза.
"Американцы шли явно на такую эскалацию. Командующий Черноморским флотом отдал приказ, причем приказ был достаточно жесткий, бескомпромиссный, вытеснить американские суда из территориальных вод Советского Союза, применяя такие довольно опасные маневры, как морской навал и морской таран. Морской таран - это штука смертельная", - отметил историк Василий Шишков.
Закон о государственной границе
В 1982 году в СССР приняли закон о государственной границе. Согласно документу, 12-мильная зона от берега вошла в территориальные воды. На западе этот закон не признали.
Первый раз "Йорктаун" и "Кэрон" появились у побережья Крыма в 1986 году. Они шли с включенными радиолокаторами, по сути, вели разведку. Советские сторожевые корабли за ними следили, но экипажи на активные действия тогда не решились. Шла перестройка. В отношениях СССР и США наступило потепление.
"В Пентагоне прекращения холодной войны не желали. Продолжение холодной войны - это ассигнования, это огромные деньги и на флот в том числе. Эти американские "ястребы", находящиеся в Пентагоне, по сути дела, решили спровоцировать ухудшение отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки - такую палку в колесо разрядки международной напряженности поставить", - отметил Василий Шишков.
О том, что "Йорктаун" и "Кэрон" снова пройдут у крымских берегов в феврале 1988 года, советские военные знали заранее и подготовились к их визиту. Незваных гостей сторожевые корабли встретили в нейтральных водах. Сначала моряки двух стран мирно общались по радиосвязи.
Экипажи советских судов издали наблюдали за учебным боем американцев. Но 12 февраля у берегов Крыма "Йорктаун" и "Кэрон" выстроились друг за другом, резко увеличили скорость и пошли в сторону государственной границы СССР. На предупреждения не реагировали.
"Все началось 12 февраля в 10 часов 15 минут по московскому времени, когда американцы отказались выполнить законные требования советской стороны - покинуть территориальные воды, "Беззаветный" и СКР-6 начали свои маневры. Они сближались с американскими судами, причем постоянно докладывали на землю, в штаб, об этом сближении", - рассказал Василий Шишков.
Морской навал
Советские моряки пошли на рискованный шаг - остановить противника с помощью навала. Так в морском праве называется ситуация, когда два судна задевают друг друга корпусами. В отличие от столкновения степень повреждения при навале меньше. Обычно к навалу приводит ошибка капитана или рулевого. Но в этом случае экипажи "Беззаветного" и СКР-6 все делали сознательно.
"Американцы были уверены и в своей мощи, потому что они превосходили советские суда как минимум двое. Если взять и сравнить "Беззаветный" и "Йорктаун", то водоизмещение "Беззаветного" - 3200 тонн, а "Йорктауна" - 9800 тонн. То есть это в три раза больше", - сказал Василий Шишков.
Американцы не ожидали, что советские корабли предпримут навал. Экипаж крейсера "Йорктаун" высыпал на палубу. Моряки фотографировали идущих рядом сторожевиков, снимали все на видео, шутили. Но после первого удара смех мигом стих. "Беззаветный" задел "Йорктаун" по касательной.
"Пока сближение было достаточно большим и можно было друг друга визуально наблюдать - и жесты неприличные, и достаточно скверные выходки американских моряков, что, в принципе, в военно-морской среде не принято и считается ниже плинтуса. Но после того, как получили удар в борт, конечно, сразу эти выходки были прекращены", - сказал Василий Шишков.
Маневр с якорем
От первого навала американский корабль не получил серьезных повреждений, поэтому командир "Беззаветного" Владимир Богдашин приказал поднять якорь. Во время второго навала он превратился в многотомную булаву - повредил обшивку крейсера, разнес вертолетную площадку и командирский катер. Когда корабли стали расходиться, цепь лопнула и якорь отлетел к противоположному борту крейсера, круша все на своем пути.
"Маневр, который был совершен СКР-6 и "Беззаветным", был отработан и отрепетирован филигранно. И он показал прекрасную выучку советского Военно-морского флота. Дело все в том, что совершить такой маневр и после этого еще остаться на плаву - это требует достаточно большой подготовки, поэтому этот маневр был не просто от безысходности использован, это натренированный, причем натренированный годами маневр", - пояснил Василий Шишков.
Перед навалом мичман "Беззаветного" получил необычный приказ - во время столкновения заарканить линем одну из ракет американской установки "Гарпун". Она находилась на корме "Йорктауна". На тот момент это было новейшее секретное оружие США. Но зацепить ракету моряк не успел - все произошло очень быстро. В результате столкновения кораблей установка "Гарпун" фактически была уничтожена.
"Одна противокорабельная ракета, по средним оценкам, стоит где-то около полумиллиона долларов. И эту установку "Гарпун" своим бортом "Беззаветный" просто смял. А там только боевая часть 225 килограммов. Это очень мощная ракета", - отметил Василий Шишков.
Угроза бомбометами
В это же время маленький СКР-6 навалился на левый борт корабля "Кэрон", но серьезных повреждений нанести не смог. Эсминец на полном ходу пошел на помощь "Йорктауну". Командир "Беззаветного" Владимир Богдашин сразу понял, чем это грозит - крейсер и эсминец зажмут сторожевой корабль в клещи и попросту его раздавят. Командир "Беззаветного" приказал подготовить к стрельбе реактивные бомбометы "Смерч-2".
"И это было сделано абсолютно демонстративно - двенадцать 200-миллиметровых направляющих практически в упор смотрели в борт одного и другого американского судна. Если бы Богдашин отдал приказ открыть огонь, участь их была бы решена достаточно быстро", - сказал Василий Шишков.
Угроза была вполне реальной, и американцы изменили курс, уходя от "Беззаветного". Экипаж "Йорктауна" выгнал из ангара вертолеты. По радиосвязи команду крейсера предупредили: если машины поднимутся в воздух, их тут же собьют. На помощь советским сторожевым кораблям вылетела авиация. Увидев в небе вертолеты Ми-24, "Йорктаун" и "Кэрон" ретировались в нейтральные воды.
Чем закончился "красный таран"?
"В 60-х и начале 70-х годов судьба американского корабля была бы намного печальнее. Скорее всего, его бы уничтожили ракетным залпом береговых ракетных войск или авиации. Но здесь все обошлось всего лишь навалом сторожевика", - отметил доктор военных наук Константин Сивков.
В результате "красного тарана" крейсер "Йорктаун" серьезно пострадал. Его ремонт длился три месяца. Выяснилось, что в результате столкновения на корабле начался пожар. Об этом спустя несколько лет написали американские СМИ.
Командира "Беззаветного" Владимира Богдашина вызвали в Москву. Там его отчитали за потерянный якорь, отправляли проходить кучу комиссий и решали - судить или наградить. Год спустя он получил орден Красной Звезды.
Официальная формулировка - за освоение новой боевой техники, но все прекрасно понимали, что звезду дали за "красный таран". Богдашин дослужился до контр-адмирала.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным!