"Все, это война": в Донецке узнали, кто и за что убил Гиви и Моторолу
Сегодня глава самопровозглашенной Донецкой Народной Республики Александр Захарченко объявил о том, что установлены, а частично и задержаны все причастные к гибели комбата батальона "Сомали" Гиви. Захарченко также отметил, что эти же люди участвовали в расправе над другим лидером повстанцев Донбасса, командиром батальона "Спарта" Моторолой.
Моторола и Гиви — эти позывные стали легендарными среди повстанцев Донбасса. Бойцов могли не знать по именам, но достаточно было услышать фронтовые псевдонимы, и сразу становилось ясно, о ком идет речь. Гиви и Моторола проявили себя как одни из самых боевых, отчаянных, но при этом умелых и результативных командиров Донецкой Республики. Но война не щадит никого, а самые отважные редко доживают до победы. Эти мужчины добровольно приняли свою судьбу. Отправляясь на войну украинскими националистами, они наверняка хорошо оценивали небольшие шансы "вернуться из боя", но желание защитить мир и отстоять свободу оказались сильнее страха за жизнь.
Невысокий, даже щуплый Моторола никак не походил на героя войны. Арсен Павлов приехал на Украину в феврале 2014 года. Уроженец Ухты, сирота, воспитанный бабушкой, он не мог спокойно наблюдать за вооруженный переворотом, который творили националистические отряды в Киеве. Арсен участвовал в митингах против переворота, а когда киевские каратели двинулись на восток Украины, встал в строй и взял в руки оружие.
Сам он так объяснял сложившуюся ситуацию: "Сел на поезд и приехал. Не вникал. Русские здесь, вот и приехал. Говорил уже: как только полетели коктейли Молотова на Майдане в сотрудников милиции, мне стало ясно — все, это война. После того как нацики заявили, что за каждого своего будут убивать десять русских, ждать, когда угроза станет реальностью, смысла я не видел".
Батальон "Спарта" появился в августе 2014-го. Говорят, название Арсен выбрал, вдохновившись сюжетом игры "Метро 2033". Подразделение принимало участие в обороне Славянска, в боях за Иловайск и в затяжной осаде и дальнейшем успешном штурме Донецкого аэропорта в сентябре-октябре 2014 года. Появлявшиеся тогда в украинских СМИ многочисленные сообщения о гибели Моторолы сам Арсен комментировал словами: "Они все лгут". Свои отчаянные вылазки в тыл врага и победоносные операции Павлов снимал на камеру смартфона — отсюда и его псевдоним Моторола.
Павлов несколько раз был ранен, пострадали, в частности, рука и левый глаз. Однако он залечивал раны и снова вставал в строй. По окончании активной фазы противостояния в Донбассе остался жить в Донецке. Женился. И погиб, возвращаясь домой к любимой женщине. 16 октября 2016 года, когда Павлов поднимался в лифте в свою квартиру, сработало взрывное устройство, закрепленное на тросе лифта. От полученных ранений Моторола погиб на месте. Ему было 33 года.
В связи с гибелью Арсена Павлова властями ДНР был объявлен трехдневный траур. В похоронах комбата участвовали 50 тысяч жителей города.
После смерти боевого товарища Гиви пообещал, что убийцы заплатят за это, однако и сам пережил друга всего на несколько месяцев.
Смуглый широкоплечий Гиви — Михаил Толстых — внешне являл полную противоположность Павлову. Однако цели у них были одинаковые: не отдать землю Донбасса националистам всех мастей. Тем более что борьба с фашистами у Толстых была в крови: его дед-грузин воевал с гитлеровцами на полях Великой Отечественной. В честь него и взял себе псевдоним Толстых.
Он был местным жителем, с Украины. Служил в украинской армии, был командиром танка, потом работал промышленным альпинистом, водителем дизельного погрузчика. А весной 2014-го жажда справедливости позвала в бой... Он, как и друг Моторола, участвовал в боях с украинскими карателями за Славянск, Иловайск, за Донецкий аэропорт.
На его жизнь покушались дважды — в 2015 и 2016 годах. Но тогда судьба уберегла бойца.
В начале февраля 2017 он получил осколочное ранение ноги в боевом столкновении под Авдеевкой. А через несколько дней погиб в Макеевке, на территории своей войсковой части. Кабинет, в котором находился Гиви, обстреляли из реактивного огнемета "Шмель". По другим сведениям, в помещении была заложена бомба, которую в нужный момент удаленно привели в действие.
36-летнего Михаила Толстых похоронили на кладбище "Донецкое море". Проститься с ним пришли, по официальным данным, 55 тысяч человек.
Сегодня глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко пообещал, что полностью расследование убийств Гиви и Моторолы завершится уже в этом году.