Путин на саммите в Сочи призвал ликвидировать очаг терроризма в Идлибе
В эти минуты в Сочи идет трехсторонняя встреча стран — гарантов астанинского процесса. Россия, Турция и Иран решают, как помочь Дамаску наладить диалог с оппозицией, чтобы они вместе смогли выстроить конституцию страны. Для этого, отметил Владимир Путин, компромиссы придется искать всем. Одной из главных проблем в объединении республики по-прежнему остаются террористические группировки, в частности в Идлибе. Мириться с их присутствием, отметил российской лидер, нельзя, необходимо принять шаги по их полному искоренению.
Неловкий протокольный момент. Путин приходит на встречу с Эрдоганом, но его встречает лишь помощник турецкого лидера. Объясняет: босс задерживается на встрече с иранским коллегой. Путин улыбается и уединяется с министрами. Делегация гостей нервно перебирает бумаги. Немая сцена длится несколько минут. Разрядить ситуацию удалось лишь главе турецкого МИД.
Потом куда-то подевались переводчики с фарси. Лидеры России и Ирана стоят друг напротив друга, но слова Путина гость понимает не сразу.
Министр энергетики прячет бумаги от журналистов. Глава "Росатома" пишет эсэмэски и проверяет почту. По составу переговорщиков понятно: на двухсторонних встречах говорить будут об экономике. Но главная тема — все-таки Сирия.
"Убежден, что мы сможем придать новый импульс нормализации обстановки в Сирийской Арабской Республике — как на земле, так и в рамках политико-дипломатических усилий по налаживанию межсирийского диалога", — говорит Владимир Путин.
Хотя и то, что достигнуто в треугольнике Москва — Анкара — Тегеран, уже впечатляет.
Четвертая по счету встреча и второй раз — в Сочи. Этот город для сирийского урегулирования, похоже, стал столь же значим, как Астана или Женева. Путин, Эрдоган и Роухани здесь предлагают действенные шаги к возвращению мира на восточный берег Средиземноморья.
"Приковано внимание всего мира" — фраза про этот случай. Журналистов в правительственном санатории "Русь" сегодня как туристов летом. Ничего экстраординарного для них здесь не готовили. Разве что только крабовые чипсы, посыпанные красной икрой. "Главное блюдо" ждали от лидеров. Те несколько часов уже общаются вдали от посторонних глаз.
Политическая рекогносцировка диктует военную тактику. Сейчас Анкара разрабатывает планы по созданию буферной зоны на севере Сирии. Тридцать километров вглубь страны, контролировать которые будет турецкая армия. Эрдоган еще хотел воздушного перекрытия от Вашингтона. Но тут не вышло.
"США заявили, что они начнут вывод войск из Сирии. Это является очень важным экзаменом. Продолжается неопределенность, как этот процесс будет осуществляться. Считаю, что в этом плане нам необходимо работать вместе", — заявил Эрдоган.
Например, разобраться с зоной деэскалации в районе Идлиба. Эрдоган уверял: там остались в основном оппозиционеры. Только теперь эти земли почти полностью контролируют террористы запрещенной в России "Джебхат ан-Нусры". Значит, пришло время решать проблему. Военным или дипломатическим путем — обсуждают в эти минуты в Сочи. Ограничивать время саммита президенты не стали.