Version: 0.1.0

Откровенное интервью Безрукова о лидере "Любэ" Расторгуеве: Моцарт или Сальери?

В этом году 30 лет исполнилось самой народной музыкальной группе страны - «Любэ». Этот коллектив сумел без деланного пафоса и двоедушия рассказать посредством своего творчества о вещах, которые многие молодые исполнители избегают в угоду современным трендам: о любви к Родине, о защите Отечества, о товариществе и братстве, об обаянии ушедшей юности и грусти русской, природной. О том, что так важно. О том, что так нужно. О том, чего порой так не хватает. О настоящем. Актер театра и кино Сергей Безруков, чья профессиональная жизнь пересекалась с творческим путем «Любэ», дал журналистам РЕН ТВ интервью, в котором рассказал о своем знакомстве с музыкой группы и дружбе с бессменным лидером команды Николаем Расторгуевым.

- Можете вспомнить, как Вы познакомились с замечательной и уникальной группой «Любэ»?

- Я познакомился в школе, конечно же, потому что я слушал кассеты. Для меня это был тот самый русский рок, которым мы увлекались в 85-м, 86-м, 87-м, когда у нас была оттепель. Наступило перестроечное время. Кассеты группы «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи» - мы все это поглощали. Группа «Любэ» абсолютно народная. Этот такой поп-рок. Популярные песни, которые начинались с тех самых Люберец: «Любе-Любе, Любе, а Любе-Люберцы мои!» Это мы в школе пели. Наша школа 402 Перовского района, улица Косинская, в принципе, через МКАД уже Люберцы. Для нас Любе-Любе-Люберцы – наша территория. Это 90-е годы. У меня в школе была политинформация, которую я переделал: по типу «600 секунд» я сделал «40 минут». В эти 40 минут я был сам ведущий, собирал различные факты. Скучно было делать политинформацию, еще постсоветские времена. Даже советские, потому что я закончил школу в 90-м году. Политинформация отдавала абсолютно советской атмосферой, когда всем скучно, когда все засыпают, клюют носом. Я подумал, что надо что-то интересное придумать, и придумал «40 минут». Я помню, что быстро проходил по политинформации, а в основном были различные интервью, модные течения. У меня и встреча со снежным человеком была, и инопланетяне прилетали. Я делал из этого шоу, школьные шоу. В том числе у меня на сцене имитировали группу «Любэ». Под песню «Люберцы» приходили любера. В клетчатых брюках. Было общение и интервью с неформалами. Тогда это было очень модно. Об этом все писали и говорили. Модное течение было по тем временам. Естественно, я не мог пройти мимо. Ко мне в актовый зал, где мы устраивали шоу, приходили ребята. Мы с ними беседовали. Они рассказывали о своем течении. Под песню группы «Любэ». Знакомство с группой «Любэ» для меня - это детское впечатление, безусловно. Знакомство с русским роком, отчаянные песни: «Занималась алая заря», «Батька Махно смотрит в окно». Это все мое детство. 14 лет. Детство, юность, юношество.

- Вы тогда не подозревали, что спустя какое-то время Вы познакомитесь лично с Николаем Расторгуевым.

- Я не подозревал. Это случилось совершенно неожиданно. Мы снимали сериал «Участок». Нам прислали песню и сказали, что она будет закадровой песней к этому сериалу. Будет его визитной карточкой. Мы послушали ее с Сашей Барановым. Песня замечательная, хорошая. Она уже была в хит-парадах. Пока ничего не занимала, 2 года была, как написана. Ее исполняли. Мы ее послушали. Можно сказать, что такая советская песня, березы, подходящая под наш сериал про участкового. 100%. Я подумал, может позвонить продюсерам и сказать, поскольку все участковые и милиционеры в фильмах всегда пели (и «Хозяин тайги», Золотухин Валерий Сергеевич пел), что я как исполнитель роли участкового тоже куплет спою. Мы сделаем в стилистике советских сериалов. Раз положительный милиционер у нас в кадре – главный герой, то он обязательно поет. И поет хорошую и красивую песню. Я предложил продюсерам, потом поехал на студию к Игорю Матвиенко. Впервые с ним познакомился. Я сделал 12 вариантов песни. Я пел ее как Эдуард Хиль, я пел ее пьяным, прикалываясь, тихо и душевно, пел ее в голос. 12 вариантов. Я не знал, что они все варианты возьмут. Каждая серия начинается с варианта первого куплета песни «Березы». Может быть, сериал дал старт этой песне, совершенно сумасшедший. Как-то совпало: и песня хорошая, и сериал стал народным. В 2003 году эта песня становится хитом. Коля ее блестяще исполняет. Это легендарная группа «Любэ», которую я люблю, потому что это народные песни. Они попадают в сердце каждого. Бывают народные группы, которые для людей. Когда это поют и на вечеринках, и за столом, и для души, и для себя. Русское исполнение. Современное русское, причем не пошлое, а такое в стилистике. Что мне нравится, Коля и его команда придерживаются своего стиля. Уникального, народного стиля. У Коли прекрасные вокальные данные. Помните, как они битлов перепевали? Совершенно потрясающе. Это было здорово. Но тем не менее они не изменяют себе. Они сохранили неповторимый стиль, достоинство. В шинели, гимнастерке.

Это всегда их очень сильно отличало от других исполнителей и других групп, которые себя пытались осовременивать. Время меняется, а Коля с группой сохранили свое звучание. И они не устаревают. Я не так давно был в «Крокусе» на юбилее у Коли. Мы снимали эпизод для своего фильма. Нужно было спеть песню для фильма в «Крокусе». Коля сказал: «Рокер рокеру всегда поможет, Серега, давай!» С Колей у меня очень классные отношения: «Да не вопрос! Давай!» Я говорю: «Коль, чтобы было оправдано, я сначала с тобой спою «Березы», а потом уже свою песню». Мы спели с ним «Березы», а потом он сказал: «Давай, работай!» Я спел песню для фильма «Заповедник». Коля всегда помогает, всегда рядом. Не знаю, насколько он ревнует то, что я тоже исполняю песню «Березы». Меня периодически просят ее петь и на сольных концертах, и на выступлениях группы «Крестный папа». Коля был удивлен, что у меня появилась своя собственная группа. Он сказал: «А круто! Молодец! И распелся, и зазвучал, рокер рокеру поможет всегда!» Меня это так польстило. Рокер рокера увидел и оценил. Когда я собрал «Крокус» на своем дне рождении, впервые выступил с группой «Крестный папа». Естественно, без «Берез» я никуда. Пройдут годы, будет мне 45, 80, все равно попросят спеть «Березы». Или для меня споют. Может быть, еще от Есенина пошло. Белая береза под моим окном. И символ России – березы. Хотя я сосны больше люблю. Все равно благодаря песне «Березы», есенинской березе, мне березу практически инкриминируют. Спасибо большое, но я не обижаюсь. Песня красивая. На концертах, моноспектаклях практически каждый раз просят после того, как я спел песни Высоцкого, группы «Крестный папа»: «Пожалуйста, исполните «Березы». Когда я пою эту песню, весь зал зажигается гаджетами, люди поют вместе со мной. Песня стала народной. Потом следующей песней была «Заря» для фильма «Каникулы строгого режима». Мы снимали всю ночь этот клип для промо-компании фильма. Я думаю, что соседние деревни выучили эту песню заранее до того, как она стала популярной. «Зарю» тоже хорошо принимают. Поет весь зал. Конечно, это заслуга Игоря Матвиенко. Он понимает, что надо, и угадывает хиты уникальным образом. В Колином звучании, конечно же, это потрясающе. Мы сейчас выступаем. Он позвонил: «Мы живьем поем, репетиция нужна?» Конечно, живьем, Коля! Репетиция не нужна. Разбуди, и я «Березы» могу петь бесконечно и в любой момент! Без подготовки!

- Если попытаться механически разобрать успех группы «Любэ»? Это продюсерский талант Матвиенко или это все-таки потрясающая харизма и обаяние Расторгуева?

- Вы знаете, продюсер продюсером. Безусловно, конечно, потрясающий продюсер – это человек, который может найти звучание. Который и напишет потрясающую музыку, и найдет автора. Но без исполнителя, без вкуса исполнителя, без голоса исполнителя, без харизмы главного героя ничего не получится. Коля – уникальная личность, Николай Росторгуев – это Николай Расторгуев. Его знают, любят, ему доверяют. Это человек чести. Как-то так. О Коле всегда хорошо. У Коли характер сильный, мощный. Мы знаем, что Коля мог загулять, еще что-то, но при этом он всегда человек с достоинством. Если он тебя оценит, то это дорогого стоит. Не так давно он позвонил и сказал: «Послушай, я специально тебе звоню, Серега, мы все семьей смотрели, спасибо за «Годунова». Когда второй сезон?» Я понимаю, что Коля – человек очень открытой души настоящего артиста, когда он еще может оценить талант другого. Оценить какое-то произведение. Более того, он, не стесняясь, не за глаза, открыто позвонит и скажет: «Спасибо!» Это тоже очень важное качество большого художника – оценить по достоинству. Сказать прямо об этом. Кто живет в человеке? Больше Сальери или Моцарт? Коля – Моцарт. Как был, есть и остается. Настоящий Моцарт со своим характером, потрясающей энергетикой. "Любэ" – это помимо заслуги Игоря Матвиенко, это Коля Расторгуев и его потрясающая команда. Их уникальные песни, которые не устаревают. Я слышал, как поет их песни зал сейчас, а сколько времени уже прошло. И мелодии, и тексты помнят до сих пор. Это отличает группу народную от однодневок, которые были популярны, а потом пропали. Коля популярен всегда.

- Вы здорово пересказали диалог с Расторгуевым про рокеров. Мне всегда казалось, что группе «Любэ» тесно в каком-то одном жанре. Как исключительно рок-группу лично я их никогда не рассматривал. Они же очень разные. Совершенно разные. Из песни в песню. Из альбома в альбом – разные. Расторгуев тоже. Он может быть в шинели и гимнастерке, а может в белой рубашке петь о бабушке. Это абсолютно народная группа. Точное попадание.

- Я думаю, что да. Если говорить о роке, то рок – это тоже народ. Не надо в данном случае поп-рок отделять от рока. Настоящий рокер всегда попадет и во время, и в аудиторию, и в народ. Настоящий рок-исполнитель всегда будет ближе к народу. Для одних поклонников ближе, когда они перепели The Beatles, а кому-то нужна «Самоволочка» и они с ней счастливы. Много разных групп. Можно говорить, что вот эта группа похожа на ту. Эти группы как сиамские близнецы. А группа «Любэ» одна. Такой больше нет. Я желаю группе «Любэ» так же зажигать, с такой же энергией и азартом продолжать работать дальше, радовать народ. Вы сильные, крепкие, настоящие. В наше время быть настоящим – это поступок.

Откровенное интервью Безрукова о лидере "Любэ" Расторгуеве: Моцарт или Сальери?