Ленинградскому рок-клубу исполняется 40 лет
Сегодня Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков и другие легенды русского рока вспоминают молодость. Сорок лет исполнилось Ленинградскому рок-клубу, который определил облик отечественной музыки. О том, как все начиналось, - в материале РЕН ТВ.
Сейчас здесь Детский музыкальный театр. Эдмунд Шклярский вспоминает: 40 лет назад на этой сцене стояли Шевчук, Гребенщиков, Науменко, Цой. В яме самые преданные поклонники, сейчас бы сказали, фанзона. Рубинштейна,13 - именно здесь располагался Ленинградский рок-клуб.
С 81-го и до распада СССР это была главная и единственная в городе площадка для всех, кто хотел легально играть рок, не опасаясь получить за это судимость.
На стене дома Констанитина Кинчева, неожидано отпустившего в период пандемии бороду, наравне с фотографиями легенд рока, висит плакат с фестиваля Ленинградского рок-клуба.
"Цензоров мы обходили легко и непринужденно эпиграфами и посвящениями разным мировым событиям. Песня "Мое поколение" была посвящена трудовому движению рабочих Сан-Франциско за свои права", - говорит он.
В городских архивах, оказывается, сохранились бесценные крупицы рок-воспоминаний: вот первое упоминание в официальных документах Бориса Гребенщикова как руководителя группы "Аквариум". А вот эта папка и вовсе уникальна: проект устава рок-клуба.
"Здесь есть любопытные моменты о создании научно-исследовательского центра, который работает в рок-клубе", - отметил хранитель фондов Центрального государственного архива и комитета культуры и искусства Санкт-Петербурга Егор Кривда.
А вот в архивах обкома партии почти все документы посвящены "Алисе". То дебош на концерте в Таллине, то статья в газете, уверяющая, что группа продвигала фашистские идеи.
Среди кипы коллективных писем с требованием судить Кинчева за недостойное советского гражданина поведение есть одно написанное аккуратным женским подчерком. Автор не указывает своего имени: боится репрессий, так и указано в тексте. А вот что она пишет в защиту своего кумира: "Кинчев вступает в гармоничное созвучие с моим сердцем. Наш болотный мрачный город навевает мрачные мысли, а идеальным лекарством от пессимистических настроений является громкая электрическая музыка".
Официально рок-клуба в Петербурге не существует уже 30 лет. Это больше не место, а люди которые хранят память о нем. Еще один выходец с Рубинштейна, 13, теперь открыл музей.
"Вот гитара. Как "Ямаха" могла в Советском Союзе появиться? Никак. А Джоанна Стингрей подарила вот этому пареньку Пете Самойлову из группы "Алиса", - говорит рок-музыкант Владимир Рекшан.
Американская певица случайно попала в Ленинградский рок-клуб, влюбилась в эту невероятную музыку и страну. И вывезла русский рок за границу. В США она выпустила пластинку Red Wave, "Красная волна", и на вырученные деньги купила и привезла обратно в Союз инструменты. На границе было действительно страшно
"Когда я привезла инструмент, я просто не знала, что делать, и они смотрят - гитары, бас-гитары. Я начала говорить: "Извини, я музыкант, это мое, у меня гастроли после России", - вспоминает она.
Почти все праздничные даты рок-клуб отмечает привычно: собираются на фестивале, как в 80-х. 40-й день рождения отмечен печатью пандемии, большого концерта не будет, но небольшие выступления, почти подпольные квартирники, обещают устроить.