Огромные зарплаты и иностранные звезды: что тянет футбол в РФ на дно
Стартовый свисток арбитра, и мы нетерпеливо потираем ладони – вот сейчас наши всем покажут. Головокружение от побед знакомо каждому: и титулованным болельщикам, которые в свое время сами защищали цвета футбольной сборной, и простым смертным. В футболе, как и в политике, разбираются все.
Казалось бы, это в ракетостроении и балете мы впереди планеты. Однако всеобщая любовь прикована не к ним, а к футболу. Малейшая осечка, и вчерашние кумиры становятся изгоями. Автор семи голов за сборную Дмитрий Булыкин на себе испытал и хвалу, и клевету.
"Понятное дело, что всегда вокруг игроков сборной есть негатив, всегда есть претензии, но это обычная ситуация для футболистов. У нас от любви до ненависти – одна игра", – говорит он.
Новая сборная или хорошо забытая старая? На тренерском мостике теперь Валерий Карпин. В бэкграунде – ярчайшее футбольное прошлое.
Карпин – успешный клубный тренер. Однако и не такие проваливались в сборной. Впрочем, смена коуча, а еще невызов в сборную одного из ее символов, зенитовца Артема Дзюбы, произвели магический эффект.
Дебют нового тренера вроде бы не такой плохой. Ничья и победа в первых двух матчах. Однако многие эксперты призывают с категоричными оценками повременить.
"Сейчас такая эйфория после того, что произошло на чемпионате Европы. Проиграли, уволили тренера со скандалом... Сейчас, вроде бы, новый. Ну, пока [играем] средненько. По сегодняшней игре Дзюба бы помог", – считает он.
Сборная обновленная, болячки – старые. Стоит игрокам сплоховать, им тут же припомнят огромные, по меркам страны, контракты.
Так, Маринато Гильерме зарабатывает в "Локомотиве" 3 миллиона евро в год. Георгий Джикия в "Спартаке" – миллион 400 тысяч евро. Марио Фернандес – 2 миллиона 200. Магомед Оздоев и Денис Черышев – чуть меньше. Александр Головин – 2 с половиной. Контракт Федора Смолова приносит ему почти 3 миллиона евро, а доход Артема Дзюбы – 3 миллиона 600 тысяч. Сумасшедшие гонорары развращают топовых игроков, считает бронзовый призер Олимпиады-80 Юрий Гаврилов. Вот раньше бегали за 200 рублей в месяц и не жаловались.
"Эта система – она все губит. Видно в Европе, в Европе – там как-то баланс пытаются найти между деньгами и отношением к своему делу. Ну это, мне кажется, это очень мешает. Если бы люди не имели таких цифр в финансовом плане, если бы было все наоборот, чтобы было стремление. Но, наверное, вот это психологический момент, что многих это все устраивает, что не надо, как мы говорим, корячиться, не надо рвать свое здоровье", – заявил советский футболист Юрий Гаврилов.
Министр спорта Олег Матыцин согласен, что футбол сейчас переоценен, и все потому, что за последние 30 лет эта игра превратилась в огромную отрасль экономики с миллиардными оборотами.
"С точки зрения, если мы сейчас говорим о такой излишней коммерциализации, то это, конечно, в отдельных видах спорта, как правильно назвали, в России – это футбол и хоккей. Другие виды спорта, они также предполагают материальное поощрение за результат, в гораздо меньших, может быть, пределах. Эта ситуация связана и с мировым уровнем развития того или иного вида спорта. Я бы не говорил о том, что материальная мотивация должна быть максимальным стимулом", – заявил министр.
Сумасшедшие зарплаты и спонсорские контракты возвели футболистов в ранг самой привилегированной касты российского спорта. И ладно бы это положение подкреплялось спортивными достижениями. Так ведь нет. И это как никто знают представители других видов спорта, которые выигрывают олимпиады и чемпионаты мира, но в зарплатной ведомости расписываются совсем не по заслугам.
У пятиборца Александра Лесуна – несколько высших пьедесталов чемпионата мира, золото Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Но из материальных благ – иномарка от государства.
Трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Алла Шишкина уверена, что российские футболисты могли бы играть лучше, если бы больше тренировались.
"Что касается результатов наших футболистов, мне кажется, нужно больше тренироваться. Мы, синхронистки, тренируемся по 10 часов ежедневно 300 дней в году, живем на спортивных базах, то есть у нас во время тренировочного процесса минимум развлечений и максимум сосредоточенности на работе", – говорит она.
Кто-то скажет, что Россия – северная страна и нам не хватает врожденного артистизма во владении мячом. Но вот тот же футбол, только пляжный, где наши игроки на днях стали чемпионами мира. При этом зарплаты у пляжников – 100 тысяч рублей в месяц, а их собратья по большому футболу получают в среднем по 7 миллионов. Но чемпионы говорят: не в деньгах футбольное счастье.
Сейчас футбольные чиновники готовят радикальные реформы. В планах ввести потолки зарплат или наказывать игроков на плохие матчи рублем. Но бывший футболист и тренер, а теперь политик Валерий Газзаев считает, что это не выход.
"Я сначала хотел бы обратиться к тем, кто выступает за то, чтобы снизить зарплаты футболистов. Сначала пусть они снизят зарплаты самим себе", – сказал он.
А вот Дмитрий Булыкин, много поигравший в Европе, поддерживает такую тактику: нужно давать футболистам небольшой оклад, а все надбавки будут зависеть от результата.
"Конечно, у нас повышенные зарплаты. Я считаю, что с этим тоже нужно разбираться и делать бонусную систему как в Европе. Если футболист играет больше 80 процентов игр, получает надбавку к своей зарплате. Если клуб становится чемпионом, ну или там серебряным призером, или выполняет какие-то задачи, то он получает еще надбавку – бонусы так называемые, и тогда все у нас станет нормально и те люди, которые сидят на скамейке запасных, они будут стараться выходить в основе, чтобы зарабатывать деньги. И те, кто играет в основе, они естественно будут чувствовать конкуренцию и прибавлять", – считает он.
Еще один способ решения проблемы – усиление конкуренции. Российский футбольный союз готов отменить лимит на участие в нашем чемпионате иностранных талантов, как это есть во многих странах. Их дыхание в спину должно пришпорить наших миллионеров. Но здесь есть риск, что отечественные игроки вообще не будут попадать в команды, а из кого тогда собирать сборную?
В РФС видят и более глобальную проблему: будущих чемпионов нужно готовить. А в футбольной иерархии – чудовищная диспропорция доходов.
"У нас есть небольшая надстройка – верхушка этой пирамиды, которая аккумулирует в себе 80 процентов всех денег, а все остальное у нас распределяется в оставшиеся 20. Да и, соответственно, отсюда низкие зарплаты детских тренеров, отсюда низкое качество в школах", – говорит гендиректор Общероссийского профсоюза футболистов, член исполкома РФС Александр Зотов.
Но все эти эксперименты с российским футболом – дело неблизкого будущего. А пока приходится в который уже раз надеяться на то, что новый тренер будет удачнее предыдущего и что наши игроки все-таки смогут прыгнуть выше головы, чтобы все хотя бы на время забыли про их гонорары.