Как на саммитах в Астане стал прорисовываться многополярный мир
Контуры нового мира, куда более сложного, многополярного и многогранного, становятся все отчетливее. На этой неделе в Астане объявлено о формировании еще одной потенциально очень мощной организации, которая будет отстаивать интересы всего азиатского региона. И это – не противовес тем же СНГ, ШОС или БРИКС, а их логичное дополнение.
Там же, в Астане, президент России предлагает провести и реформу глобальной финансовой системы. Обозреватель "Известий" Алексей Лазуренко рассказал о сложном политическом конструкторе, с помощью которого формируется сейчас новое будущее.
Символ многополярного мира
Астана – как главный перекресток на континенте. Столица Казахстана за два дня принимает сразу три саммита и несколько государственных визитов. Вот кортеж эмира Катара мчится по улицам.
Лидер Турции пытается выиграть у главы местной Федерации по настольному теннису, который также – президент Казахстана. Реджеп Тайип Эрдоган и Жомарт-Касым Токаев играют в пинг-понг. Но главное – здесь чертят политические контуры нового мира.
"Мир становится по-настоящему многополярным. И весьма заметную, если не ключевую роль в этом играет Азия, где крепнут новые центры силы", – сказал российский лидер Владимир Путин.
Кадры из отеля, в котором останавливается российская делегация. Отстраивают флагшток триколора. Еще раз проходятся пылесосом по уже идеально чистому ковролину. За окном появляется кортеж главы российского МИДа. Министр иностранных дел России Сергей Лавров открывает переговорный марафон встречей с армянским коллегой.
Новый геополитический центр
Дальше этих рукопожатий будет уже не счесть. Главы госкорпораций радостно встречают катарских чиновников. Сторонясь телекамер, что-то живо обсуждают министры. Россия возводит новый геополитический центр планеты. В месте, где сильны переговорные традиции.
Астана и строилась с присущим столице символизмом. На "Байтерек" с одной стороны смотрят президентский дворец и парламент, там – здание минобороны, аккурат напротив – МИД.
Сегодня именно дипломатическими усилиями нужно отсечь то, что мешает развитию региона. Москва давно призывает переходить на национальные валюты, а значит – отказаться от политического влияния доллара. Путин дает понять: это лишь первый шаг.
"Требуется запустить пересмотр принципов работы мировой финансовой системы, которая на протяжении десятилетий позволяла самопровозглашенному так называемому золотому миллиарду, замкнувшему на себе все потоки капиталов и технологий, в значительной степени жить за чужой счет", – сказал Путин.
И при этом навязывать свою волю. С теми, кто отказывается подчиниться, не хотят даже разговаривать.
Демократия без дипломатии
Журналисты спросили у Лаврова, что может послужить сигналом к диалогу со стороны Вашингтона.
"Я понятия не имею. У Вашингтона семь пятниц на неделе. Почти столько же, сколько у (президента Украины Владимира. – Прим. РЕН ТВ) Зеленского. Я не знаю, что может послужить серьезным сигналом, но когда какой-то сигнал поступит, мы будем готовы его рассмотреть", – сказал Лавров.
Пока сигналов к конструктивному диалогу нет. Более того, Макрон заявляет: пользу от российских миротворцев в Карабахе получает лишь Баку. Глава Азербайджана Ильхам Алиев тут же дает понять: как политик президент Франции для него больше не существует.
Поставляющий Украине оружие канцлер Германии Олаф Шольц говорит, что Россия объявила поход либеральной демократии. Вот только почему-то в этой демократии Германия, как и вся остальная Европа, уже давно лишена возможности принимать самостоятельные решения.
"Это выбор тех людей, которые легитимным образом пришли к власти в той или иной стране, в данном случае в Германии. Они должны сами решить, что для них важнее — выполнение союзнических обязательств, как они это видят или обеспечение интересов своего собственного народа, своих национальных интересов. Во главу угла в данном случае, судя по всему, поставлены союзнические обязательства ФРГ в рамках Североатлантического альянса (НАТО). Правильно это или нет, я считаю, что это ошибка", – заявил российский президент.
Встречи в Астане
Самое интересное обычно происходит за закрытыми дверьми саммитов. Вот в этой комнате буквально только что закончились переговоры белорусского лидера Александра Лукашенко и гостя из Индии. А вот там своих гостей принимает президент Турции Реджеп Эрдоган.
Из своих покоев Эрдоган выйдет лишь однажды – для встречи с российским коллегой. Правда, традиционно опоздает и сам будет вынужден ждать.
Такого количества международных контактов у Владимира Путина не было уже давно – от эмира Катара до главы Палестины. Но в Вашингтоне все равно продолжают говорить об изоляции России.
"Да, у России сейчас испортились отношения, причем не по нашей воле, с Европой, причем не со всей, с Соединенными Штатами, с Канадой, с Австралией, с Японией, с Новой Зеландией, с Кореей, то есть с недружественными странами. Но весь мир больше, чем эти перечисленные страны. Такая страна, как Россия, будет продолжать очень активный диалог со всеми странами на основе взаимной заинтересованности, взаимной выгоды и взаимного уважения", – заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Будущее содружества независимых государств уже не первый год ставят под сомнение. Но об эффективности старейшего интеграционного объединения постсоветского пространства можно судить хотя бы по толщине вот этой папки – материалы к заседанию совета министров иностранных дел СНГ. Вопросов на повестке более чем достаточно.
Для них тоже находится место на полях. Чтобы обсудить обострение на таджикско-киргизкой границе, Путин сажает за наскоро собранный стол президентов соседних республик. Разговаривают долго, но этот территориальный конфликт без России никак не решить.
"В Москве подчас больше даже достоверной информации о границах между союзными республиками, чем в самих союзных республиках. Мы поднимем эти документы, поднимем эти карты, посмотрим и вместе с коллегами потом поищем решение", – сказал Путин.
Азиатская независимость
Совершенно новый инструмент для поиска решений – саммит "Россия – Центральная Азия". Москва плюс пять стратегически важных соседей. Нас объединяет общее прошлое.
Журналисты интересуются у Путина, будет ли общее будущее. Корреспондент спросил, по-прежнему ли Россия интересна странам Центральной Азии.
"Так сейчас еще больше, мне кажется. Ну, конечно. Объемы торговли-то растут, причем растут гораздо большими темпами, чем в предыдущие годы, – по понятным причинам, наверное, объяснять не нужно", – ответил, в частности, Путин.
Потому что на взаимной выгоде строится вся внешняя политика Москвы. Евросоюз демонстрирует отсутствие самостоятельности, и смысла общаться с ним совсем не остается. А страны Азии, несмотря на давление Вашингтона, независимы и надежны. И саммиты в Астане еще раз доказали: если не навязывать своих политических интересов, можно обрести по-настоящему надежных партнеров и верных геополитических друзей.