Баррикады, НАТО и протесты: обострение в Сербии и Косово – главное
Боевые вертолеты НАТО заметили над сербскими баррикадами в Косово
Над баррикадами в Косово сегодня замечены уже натовские боевые вертолеты. Сербы отказываются убирать заграждения, которые они возвели против албанских боевиков, которые прибыли в регион накануне. Официальные власти Сербии демонстрируют готовность военным путем вмешаться в ситуацию.
Балканы продолжают полыхать, обстановка все более взрывоопасная. Косовские сербы по-прежнему на баррикадах, держат оборону, блокируя грузовиками трассы, вооружаются, жгут костры, отстраивают палаточный лагерь.
"Ситуация очень напряженная, она сильно влияет на жизнь здешней молодежи. Кафе закрыты, сейчас большое напряжение и напряженность, есть страх, школы не работают", – поделился житель города Косовска-Митровица Любиш Маркович.
Нарастает угроза гуманитарной катастрофы, снабжение продуктами и медикаментами – под большим вопросом.
"Сейчас плохая ситуация, но пока запасы имеются. Посмотрим, как будет в будущем, чтобы все было, чтобы народ ничего не терпел и все были обеспечены необходимым", – сказал член Торговой палаты в Косовска-Митровице Радош Петрович.
Напряженность не спадает и на линии разграничения – Сербия наращивает военную группировку, стягивая дополнительные силы. Министр обороны и замначальника сербского Генштаба инспектируют приграничные гарнизоны.
"Сербская армия готова выполнить любую задачу, которую она получит от верховного главнокомандующего с целью защиты целостности нашей страны, суверенитета Республики Сербии и защиты всех ее граждан", – подчеркнул министр обороны Сербии Милош Вучевич.
Но и натовский контингент начеку. Североатлантический альянс на пару с Евросоюзом не исключают усиления своей группировки KFOR, что дословно означает "для Косово" и в интересах Косово, а, видимо, вовсе не для мира в регионе.
"Почти четыре тысячи человек и является ключевым фактором стабилизации региона и ситуации. Наши силы дееспособны и готовы", – заявил генсек НАТО Йенс Столтенбрег.
Российская дипмиссия в Белграде отмечает, что Запад как будто бы неспроста именно сейчас открывает этот второй европейский фронт, точно довести эти бомбардировки в 1999 году Югославии до логичного с точки зрения Запада конца.
"Есть желание в этой ситуации быстро завершить этот вопрос, так, как нужно Западу, в абсолютно антисемитском ключе, заставить Белград признать независимость Косово, закрыть этот вопрос, другими словами поставить Сербию на колени, разобщить сербский мир и действительно решить, как они себе понимают, сербский вопрос", – подчеркнул чрезвычайный и полномочный посол РФ в Белграде Александр Боцан-Харченко.
В самом Белграде на этом фоне не стихают массовые протесты, народ требует от президента Сербии Александра Вучича самых решительных действий для защиты сербского этнического меньшинства.
"Хотим поддержать земляков в Косово и Метохии, которые на баррикадах борются за свое право жить в Сербии. Там наша святая земля", – заявил один из участников митинга.
"Cпусковой крючок" то и дело нажимают именно с косовской стороны – провокации не прекращаются с августа: то запрет на передвижение на автомобилях с сербскими номерами, то арест на месяц сербского полицейского Деяна Пантича, что и привело к новой вспышке и строительству баррикад. Человека словно похитили – у родных нет ни связи с ним, ни места его заключения.
"Мы как семья не контактируем с ним, все проходит через адвоката, он был на заседании, которое сегодня состоялось. Его допрашивали онлайн, прокурор предъявил обвинения в том, что он участвовал в нападениях и что у них есть какие-то доказательства", – рассказал Предраг Пантич, сын задержанного полицейского Деяна Пантича.
Новые нападки в адрес сербов можно найти сегодня даже на полках косовских супермаркетов, где рядом с сербской продукцией появились такие призывы не покупать ее.
США и Евросоюз при этом не оставляют попыток усилить не только военные, но и переговорные позиции. Для возобновления диалога в Белград и Приштину направлены спецпосланники по Западным Балканам. Одно их присутствие должно заморозить этот тлеющий конфликт. Но не разгорится ли все с новой силой сразу после отъезда?