В Белграде указали на нарушение законов Европы со стороны Косово и ЕС
Самопровозглашенная республика Косово сегодня официально подала заявку на вступление в Евросоюз. После такого косовские сербы явно не уйдут с баррикад. Как на эти новости отреагировали в Белграде, и как это может отразиться на судьбе косовских сербов, расскажет специальный корреспондент "Известий" в Белграде Виталий Чащухин.
Шестой день на севере Косово не спадает напряженность, сербы по-прежнему на баррикадах, а лидеры непризнанной республики, как ни в чем ни бывало, подают документы на вступление в Евросоюз, попутно заявляя еще и о собственных теперь натовских амбициях своей так называемой страны.
"После подачи заявки в Совет Европы, после заявки на членство в ЕС мы надеемся, что мы сделаем следующий шаг в отношении НАТО", – заявил "премьер" Косово Альбин Курти.
Все происходит при явном попустительстве европейцев, которые и сами-то до конца не определились, можно ли считать Косово государством. Пять стран – Испания, Словакия, Кипр, Румыния и Греция – до сих пор не признают его. Тем более Сербия, непреклонно называющая Косово частью своей территории. Но Приштина продолжает только огрызаться на этот счет, напоминая сербам, что все уже было однажды решено при помощи бомбардировок западной коалиции.
"(Президент Сербии – прим. РЕН ТВ) Вучич должен знать, что присутствие сербской армии в Косово навсегда закончилось в 1999 году", – заявила президент временных учреждений Приштины Вьоса Османи.
Что это, если не очередная провокация против Сербии? И снова в нарушении всех предыдущих резолюций и соглашений.
"Условие для подачи заявки на членство в ЕС – быть европейской страной... Я не знаю, по каким критериям определяется, является ли кто-то страной или нет... Из всего этого мы узнали, что нам придется бороться с ними и защищать наши государственные и национальные интересы", – пришел к выводу президент Сербии Александр Вучич.
Облетая сегодня исторические территории, Вучич оставил в соцсетях неоднозначную запись, назвав Сербию страной, за которую он готов сражаться. А значит, попытки вернуть стороны за стол переговоров провалились и у заместителя Госсекретаря США Габриэля Эскабара, и у спецпосланника Брюсселя Мирослава Лайчака. И только американский посол в Белграде Кристофер Хилл не теряет надежды.
"Это вопрос, который остается политическим, и поэтому требует политического решения. Я не вижу возможности военного решения. Что нам нужно сделать, так это успокоить ситуацию, чтобы создать мир и стабильность в этом районе, и чтобы люди, которые там живут, могли иметь четкие представления о том, как будет выглядеть их жизнь в будущем. И это может быть достигнуто путем создания Сообщества сербских муниципалитетов", – заявил Хилл.
Но пока вместо диалога – усиленная милитаризация. Сербская армия вдоль линии соприкосновения находится в полной боевой готовности, вооружена и экипирована.
"Политические решения все чаще приобретают очертания военных. Похоже, президент Вучич твердо намерен вернуть в Косово сербскую армию", – предположил Чащухин.
Соответствующий запрос в миссию НАТО, как ожидается, будет сделан в Парламенте Сербии уже этим вечером, предваряя собой лишь дальнейшее обострение ситуации в Косово.