Кризис власти: пауза в реформе не остановила беспорядки в Израиле
Кризис власти нарастает сейчас в Израиле. Разрядить обстановку не помогло даже решение премьера Нетаньяху отложить проведение судебной реформы, из-за которой сотни тысяч протестующих вышли на улицы. Сторонники обвинили главу кабмина в политической слабости, противники же теперь требуют даже его отставки. Похоже, пока каждый шаг действующего правительства только дальше загоняет его в тупик. Из Тель-Авива передает корреспондент "Известий" Эмиль Тимашев.
Усиленные подразделения полиции блокируют все подступы к зданию парламента – после рекордных беспорядков, в которых участвовали свыше 600 тысяч человек. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху призвал нацию к примирению, но протесты продолжаются. Радикальные движения восприняли уступку главы правительства как сигнал к действию – добиваться отставки самого Нетаньяху.
Полиция сообщила, что сторонники экс-премьера Яира Лапида громили улицы Тель-Авива. Крайне левые активисты забросали камнями и бутылками кавалерию возле развязки А-Шалом.
Полиция доказала, что не относится к погромщикам избирательно: одинаково досталось и противникам, и сторонникам судебной реформы, которые блокировали трассы. Как только резонансный процесс распределения властных полномочий приостановили, профсоюзы тут же отказались бастовать, но раскол в израильском обществе никуда не исчез. Стремлением остановиться на опасном пути и не допустить гражданской войны объяснил премьер-министр свой временный отказ от намеченного плана до июля.
"Большинство народа Израиля не желает, чтобы страна была разорвана на части. Граждане Израиля, я тоже этого не хочу. Мы должны говорить не как враги, но как братья. И я говорю это сейчас: не должно быть гражданской войны, настало время для диалога. Ради ответственности перед нацией и желания предотвратить раскол в обществе я решил отложить принятие дальнейших законов на этой сессии кнессета", – сказал Биньямин Нетаньяху.
Суть реформы, как объясняют ее в окружении Нетаньяху, восстановить баланс между ветвями власти. Предлагается ограничить полномочия Верховного суда в проверке выполнения Основных законов Израиля — фактической конституции государства. Также правительство и парламентское большинство — 61 депутат кнессета из 120 – получат больше возможностей в выдвижении судей. Верховный суд потеряет право отменять решения правительства, если они прямо не противоречат букве закона.
"Вся страна может перевести дыхание после трех месяцев пребывания на краю пропасти. Мы все очень благодарны, что Нетаньяху проявил истинное лидерство и приостановил этот процесс. Надеюсь, обе стороны смогут объединиться и достичь истинного компромисса", – заметил житель Иерусалима Шарль Бакалль.
Но оппозиция по-прежнему называет судебную инициативу госпереворотом. Против Нетаньяху восстали не только идейные противники, но и свои же министры. За критику реформы премьер уволил 26 марта министра обороны.
Экс-глава министерства обороны Иоав Галант не исключает возвращения на свой пост, но только если правительство возглавит не действующий премьер, а кто-то другой. Биньямин Нетаньяху предложил Галанту вновь возглавить военное ведомство, но при условии, если тот откажется от депутатского мандата и покинет кнессет. Отставной министр категорически отверг предложение премьера.
Комментируя свою отставку, Галант заявил, что национальная безопасность Израиля для него важнее политики. Кстати, по итогам противостояния противники реформы оказались в меньшинстве. В поддержку укрепления властной вертикали (за счет части полномочий судебной системы) выступили четверть миллиона человек – столько насчитала полиция на улицах Иерусалима, Хайфы, Тель-Авива, Нетании, Сдерота.
Резко раскритиковали план реформы в администрации Байдена, хотя Нетаньяху, по сути, копирует разделение полномочий между ветвями власти как в Штатах. Washington Post пишет, что протесты нанесли долгосрочный урон интересам Израиля в сфере безопасности, включая отношения с США. Рядовой, казалось бы, законопроект расколол и общество, и политическую элиту Израиля и может окончиться крупным политическим кризисом – седьмыми досрочными всеобщими выборами за два года.