Свежая кровь: в ЕС открыли сезон охоты на украинских беженцев
Евросоюз готов депортировать украинских беженцев из-за потерь ВСУ
Украинские военкоматы на этой неделе де-факто открыли зарубежное управление. Ведь сейчас уже большая часть их контингента оказалась за границей. Из Европы передает собственный корреспондент "Известий" Виталий Чащухин.
Здесь кто не спрятался, тот сам виноват. Беглецы – в самых неожиданных местах: в багажниках, под обшивкой автобусов и грузовиков, а кто-то буквально вплавь.
"Отправляют на фарш"
Согласно официальным данным, только границу с Польшей пересекли почти два миллиона военнообязанных. А теперь – сезон охоты на украинцев и в Евросоюзе объявляется открытым.
Вопреки европейскому праву, которым здесь так гордятся. Ведь экстрадиция – это только по решению суда, а не массовой рассылкой уведомлений по почте.
"Короче, пришло мне письмо, такое вот. Моя фотография, с печатью все. В течение двух недель, тут написано, что я должен покинуть ЕС. В противном случае я буду принудительно выслан на территорию Украины", – рассказал в социальных сетях один из украинцев, обосновавшихся в ЕС.
"Уже официально, если тебя остановила полиция и ты гражданин Украины – тебя отправляют на Украину. Тебя отправляют на фарш", – рассказывает один из мужчин.
Такие "повестки" могут настигнуть дезертира сейчас хоть в Польше, хоть в Германии. Если понадобится: беженцев с Незалежной и за людей перестанут считать, охотно пожертвуют теми, кому еще недавно давали приют и кем так удачно прикрывались во имя достижения своих антироссийских целей.
Схема побега: на Украине все решают деньги
36-летний айтишник из Одессы, с которым нам удалось пообщаться, залег на дно в Париже, но и тут не чувствует себя в безопасности. Запись интервью только со спины, голос – изменен.
"Они хотят запугать, говоря, что, если вы не выедете, мы вас вернем", – говорит мужчина.
Он подтверждает: способов скрыться от верной гибели – отправки на украинский фронт – множество, были бы деньги.
"По состоянию здоровья – это 4,5–5 тысяч (долларов), сейчас уже слышал цифры и 10 тысяч, ну тут у каждого по-разному. Самый дорогой – это по состоянию здоровья получить белый билет", – отмечает он.
Проторен путь и по системе "шлях", говорит еще один украинец, 40-летний инженер. Это когда покидают страну под видом волонтера или водителя, везущего гуманитарный груз.
"Мне обошлось это в пять тысяч долларов без гарантии. Система "шлях" контролируется министерством транспорта, списки подаются. Сказали легенду. Сказали, что если будут спрашивать, то как и какие документы показать, какие вещи брать, ну вот так и ехали мы до Кракова", – говорит Андрей Ющенко (имя изменено).
Обогащение по-украински
О незаконном бизнесе есть статьи в деловой прессе, а по соседству впору публиковать обновленные "списки Forbes" из военкомов, торгующих белыми билетами.
Один из первых таких олигархов, из Одесской области, обогатился настолько, что теперь арестован. Но у его семьи в испанской Марбелье и целый гараж спорткаров нарисовался, и вот такой дом.
"Украинские чиновники скупают здесь люксовые виллы и особняки. Многие связаны с украинской мафией, которая и заправляет Марбельей", – отметил политолог Альберто Гарсия Уотсон.
Другое дело – удастся ли дезертирам откупиться от европейских чиновников. Президенту Украины Владимиру Зеленскому нужна свежая кровь, Киев требует от ЕС – вернуть всех назад.
"Украинский воин – это ключевой приоритет сил обороны. Так что родина ни про кого не забыла, у европейцев непростая дилемма", – сказал Зеленский.
Рады услужить
И похоже, многие европейские страны теперь действительно ищут способ: ввести незаконные массовые депортации в правовое поле.
"Уклонистов уже довольно много. Это значительное число. Можно ли их вернуть – зависит от политических решений", – отмечает экс-полковник бундесвера Вольфганг Рихтер.
Польша первой перешла от слов к действию "по национальному признаку". Закрывает центры приема беженцев, приступает к выдаче военнообязанных. Терпение заканчивается и у других киевских соседей – Румынии и Молдовы.
"Наши власти были бы не против в случае, скажем так, настойчивой просьбы со стороны Киева – услужить и пойти навстречу, там выдать определенное количество мужчин", – говорит политолог из Молдавии Корнелиу Чуря.
И только у немцев вся эта охота вроде как противоречит закону. Так говорит политик из самого русскоязычного района Берлина, где укрываются теперь и украинские беженцы.
"Люди, которые сказали, что не хотят умирать за коррумпированное правительство, должны получить защиту в Германии. Они имеют право на это", – отмечает спикер партии по вопросам миграции Гуннар Линдеманн.
А ведь в одной только Германии скрываются около 160 тысяч украинцев призывного возраста – такой нужный для Киева ресурс.
На руку ЕС
"Со своими семьями они воссоединяются в том числе и в таких контейнерах для беженцев, по соседству с другими мигрантами, которые тоже бежали от войны в своих странах", – показывает Чащухин.
Никому и в голову не приходило отправлять обратно под ружье сирийцев или афганцев, а уж их в Европе – многомиллионная армия. Но, с другой стороны, Евросоюзу высылка украинских мужчин только на руку: и нагрузка на бюджет снизится, и поддержка конфликта за счет пополнения ВСУ гарантирована.
"Нехватку мужчин на Украине наконец заметили. Воевать больше некому. А ЕС готов следовать бредовым мечтам украинского президента", – отмечает политолог Альберто Гарсия Уотсон.
Киев тем временем говорит о новой философии: мол, "люди не расходный материал", но вот, глядя на продолжающиеся "мясные штурмы", кажется, что национальная идея все же осталась прежней: война – до последнего украинца.