Саммит G20 завершился в Индии: главное
На этой неделе, практически параллельно с ВЭФ, в Нью-Дели прошел саммит "Большой двадцатки". Это объединение изначально создавалось для решения общих экономических проблем, но со временем формат экономический по воле Вашингтона превратился в политический. Обозреватель "Известий" Виктор Синеок отмечает, этот саммит G20 разительным образом отличается от всех предыдущих. И не только потому, что там нет лидеров как минимум двух держав, от которых зависит будущее.
Длинные кортежи, ковровые дорожки. Суета охраны, безупречные меры безопасности и спецтехника. По всем признакам – это все тот же саммит "Большой двадцатки". Но вот смыслы постепенно уходят.
Задать вопрос министру иностранных дел Индии – задача не из легких. Субраманьям Джайшанкар уходил от ответа с видом победителя. Согласованные документы саммита G20 – настоящий успех. Еще утром казалось, принципиально разные позиции стран не позволят прийти к согласию. Но ведь пришли.
Огромный "вечный танцор" Шива Натараджа – первое, что видели гости "Двадцатки". На время танца жителей Нью-Дели попросили посидеть немного дома. Три дня.
"Вот так решили проблему логистики в Дели. Не просто ограничили движение, а полностью перекрыли несколько полос общественного транспорта и оставили их только для кортежей", – отметил Синеок.
Пустые улицы в городе с населением 30 миллионов человек – знак того, что народ пошел правительству навстречу. Организация вообще была на высоте. Вот Байдена в аэропорту встречали энергичной музыкой.
По известным причинам хотели, чтобы тот смотрелся бодрее. Но президент США напугал широкой улыбкой ребенка. Потом зачем-то помахал танцовщицам. Затем немного заблудился. А вот утром на ковровой дорожке смотрелся гораздо бодрее.
Этим же маршрутом до него прошел и глава российского МИД Сергей Лавров. Но в первый день говорил за всех один Нарендра Моди. Он напомнил о разрыве между Востоком и Западом, продовольственных проблемах. Закончил, правда, на мажорной ноте.
"Индия предложила Африканскому союзу постоянное членство в "Большой двадцатке". Я приглашаю председателя Африканского союза занять его место", – уточнил Моди.
Пауза, жаркие объятия. Тут же перед двадцать первым участником клуба появилась табличка. А потом от торжеств перешли к решению проблем.
"Группа двадцати собирается в очень непростое время. Как было, впрочем, и в прошлом году, и в позапрошлом. Но саммит в Нью-Дели действительно особенный по уровню закрытости. Обсуждения проходят без прессы в отдельно стоящем здании", – отметил Синеок.
Сейчас уже известно, о чем спорили. Как и в предыдущий раз, Запад пытался пропихнуть в повестку Украину. И чтобы Россию все осудили. Подробности, наверное, рассказал раненый Шольц. Но собрал только своих журналистов.
"На пресс-конференцию Шольца российскую прессу не пускают. Но нам все же удалось задать ему вопрос до нее", – дополнил Синеок.
Зашли со "слепой зоны". И попали на линию охраны.
"Вы понимаете, что Украина проиграла? Что вы по этому поводу думаете?" – задал вопрос корреспондент.
Но Шольц молчал. Да тут и спорить бесполезно. Украина терпит поражение на поле боя. А ее хозяева – на полях саммита G20. Хотя в своих официальных комментариях и Шольц и Сунак остались довольны формулировками декларации. Но в итоговом документе нет формулировок об "агрессии России". А западная пресса открыто называет это провалом своих политиков на украинском треке.
Financial Times пишет об "ударе для Запада". Business Insider – о "капитуляции перед Путиным". В эфире Fox News сожалеют о слабости американского лидера.
"Джо Байден на международной арене, и все страны и мировые лидеры смотрят на слабость нашего президента", – заявила Джони Эрнст, сенатор, член Республиканской партии США.
Столько негатива. И все после невыгодных Америке формулировок по украинскому вопросу.
"И показательно, что вот его называют украинский параграф, он включен и является предметом консенсуса. Но он не про Украину. Там украинский кризис упомянут, но исключительно в контексте необходимости урегулирования всех конфликтов", – подчеркнул министр иностранных дел Сергей Лавров.
Одновременно турецкий президент на закрытых встречах саммита убеждал всех выполнить требования России по зерну. Но можно ли сделку вернуть?
Ответить за коллективный Запад пришлось президенту Франции. Мы подошли так близко, что он хорошо услышал вопрос.
– Мистер Макрон! Что насчет условий России по зерновой сделке? Вы их выполните? – спросил его Синеок.
– Здравствуйте, у меня пресс-конференция! Я спешу! – ответил французский лидер.
Быстро пройти, впрочем, не получилось. Несколько сотен метров европейский лидер проделал под градом вопросов.
"Западные лидеры, конечно, оказались не готовы к встрече неожиданной с журналистами. Поэтому очень много давок", – отметил корреспондент.
А ведь девиз саммита – "Одна планета, одна семья, одно будущее". Но будущее туманно, а разлад в семье заметил даже генсек ООН.
"Если мы действительно одна глобальная семья, то сегодня мы напоминаем довольно неблагополучную семью", – сказал Антониу Гутерриш.
Отсутствием лидеров России и Китая на саммите Запад решил воспользоваться. Перетянуть на свою сторону Глобальный Юг. США, Индия и ОАЭ утвердили план развития железных дорог. Байден отчаянно улыбался наследному принцу Саудовской Аравии. Правда, потом не смог выговорить его имя.
"И я хочу поблагодарить премьер-министра Моди и наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салама… Простите, Мухаммеда бен Салмана, президента фон дер Ляйен и Еврокомиссию. И так как он не выступал сегодня… Или он выступал сегодня? Я не заметил, говорил он или нет", – сказал глава Белого дома.
Илон Маск даже сделал вывод, что это не Байден руководит США. А тот, кто контролирует президентский суфлер.
Отчасти и из-за таких моментов G20 теряет актуальность. Здесь все меньше экономики, все больше политики и давления на оппонентов. Но даже без присутствия в зале лидеров двух ведущих стран "Двадцатки" решения принимают с учетом их интересов. Получается, большинство их взгляды разделяет. Потому что авторитет сильнее формата.