Version: 0.1.0

Армия и спецслужбы потерпели фиаско: почему Израиль не был готов к атаке ХАМАС

Главная особенность этой атаки боевиков ХАМАС – даже не звериная жестокость, а стремление максимально ее растиражировать.

В ближайшие дни, если не часы, Израиль планирует начать наземную операцию, которая может обернуться многочисленными потерями. Первые часы и дни после нападения ХАМАС подтвердили, что ЦАХАЛ утратил значительную часть былой легендарной боеспособности. Используется устаревшая тактика: танки среди жилых кварталов превращаются в легкую добычу для противника. Нет опыта противодействия врагу в новых условиях, когда тот использует уже не только стрелковое оружие, но и современные противотанковые комплексы и легкие БПЛА с подвешенными боеприпасами.

Стоит вспомнить, что в 2006 году Израиль отправил берегам Ливана свой суперсовременный корвет "Ханит". На тот момент это был самый тяжеловооруженный корабль в своем классе. Его сопровождал катер "Ромах". Утром 14 июля по ним были выпущены две ракеты, не самые мощные и не самые современные. Одна из них сбилась с курса и потопила сухогруз из Бангладеша, вторая – попала точно в "Ханит". При этом ни одно из многочисленных средств самообороны корвета задействовано не было. Лишь чудом корабль получил минимальные повреждения. Позже стало известно, что на фрегате были отключены все системы и радары – якобы для того, чтобы не мешать работе ВВС. При этом разведка сообщила командованию флота, что у Ливана нет средств поражения, которые бы представляли опасность. Включить ее самостоятельно экипаж не решился. Более того, в момент атаки на боевых постах практически никого не было. Моряки отмечали на камбузе утро Шаббата. Нынешнее нападение ХАМАС тоже было совершено в священный для иудеев день. И это тоже может отчасти объяснить все плачевные последствия. Теперь страна находится в состоянии войны. Репортаж из Израиля корреспондента "Известий" Валентина Трушнина.

Главная особенность этой атаки боевиков ХАМАС – даже не звериная жестокость, а стремление максимально ее растиражировать. Боевики снимали расстрелы на телефоны жертв и рассылали их родственникам.

“Моя лучшая подруга получила видео от террориста, где он убивает ее сына и его подругу на фестивале", – рассказала одна из израильтянок. 

Боевики ХАМАС также размещали кадры своих зверств в соцсетях.

"Они забрали телефон нашей пожилой соседки, засняли на видео, как она лежит, залитая собственной кровью, и загрузили на ее страницу в Facebook*", – говорит израильтянка Анат Моше Шошани.  

Кибуц Беэри в трех километрах от границы с Газой был атакован одним из первых. Здесь убили больше 100 человек.

"Вот говорят, “Кровь лилась рекой”, и, кажется, что это метафора. Но здесь это была не метафора. Вот видите огромное пятно – это кровь", – рассказывает корреспондент.

Некоторые истории не укладываются в голове: муж убегает от боевиков с трехлетней дочкой на руках, рядом – жена, но сильно отстает. Перед мужчиной чудовищный выбор – бросить супругу и спасать ребенка или остаться с ней. На принятие решения всего пара секунд.

"В какой-то момент моя сестра поняла, что ее муж может бежать быстрее с ребенком и она передала мою маленькую племянницу ему. И им удалось целые сутки прятаться и спастись. Но мою сестру с тех пор никто не видел", – рассказал родственник пропавшей без вести Роман Гилли.

Как жить после этого? Единственное утешение дает месть. Если задача боевиков была спровоцировать запредельной жестокостью Израиль на такие же ответные действия, то им это удалось. Артиллеристы ЦАХАЛ, ровняющие Газу с землей, не рефлексируют – они танцуют между выстрелами. Израильские политики искренне обижаются, когда их спрашивают про погибших мирных палестинцев. Израиль недолго был в роли жертвы – и словно попытался сравнять счет по убитым мирным жителям.

Резкие заявления не могут прикрыть очевидный факт – армия и спецслужбы Израиля потерпели фиаско. Военных обвиняют в том, что за годы мирной жизни они расслабились – больше снимали ролики для соцсетей. ХАМАС, наоборот, был подготовлен как никогда. Действовал сплоченно и уверенно. В планшетах оказались даже карты с расположением всех израильских частей и укреплений. Одни из немногих, кто среагировал четко – бойцы элитного израильского подразделения "Снапир". Они патрулировали береговую линию, когда заметили пловцов-диверсантов и катер ХАМАС. В итоге все террористы были уничтожены.

Но вопросов все равно остается немало. Почему злополучный фестиваль проводили в двух шагах от сектора Газа? Почему террористы так легко захватили КПП? Там были опытные бойцы или необстрелянные мальчишки? В субботу перед зданием минобороны в Тель-Авиве состоялся митинг. Родственники заложников требовали сначала добиться их освобождения, и только потом продолжать боевые действия.

"Я здесь, чтобы обратиться к своему народу, ко всему израильскому народу и призвать его не поддаваться мести ХАМАС. Потому что месть не принесет пользы. Месть будет означать немедленную смерть заложников", – сказала одна из протестующих. 

В дистанционной войне боевики не могут состязаться с Израилем – ракеты недостаточно точны. Зато их много, делают – из гуманитарной помощи. Выкапывают водопроводные трубы, полученные по программе мелиорации, заливают смесью карамели из жженого сахара от волонтеров и селитры – ее как удобрение тоже раздают международные организации. Чем длиннее труба – тем дальше летит. Массовый залп “карамельных” ракет перегружает систему ПВО “Железный купол”.

Сигнал воздушной тревоги звучит за несколько секунд до атаки. В ближайший к Газе город Ашкелон ракеты прилетают за полминуты. Услышав сирену, горожане не бегут в подвал, а заходят в так называемый мамад – укрепленную бетонную комнату, окна которой закрыты стальными ставнями.

"Вот эта вот стальная задвижка. Это броня", – рассказывает житель Ашкелона Илья Быховский.

Соседям Ильи Быховского – молодой паре – мамад спас жизнь. 

"Прилетела палестинская ракета. Вот на балконе упал снаряд. Вот – оставшийся двигатель от ракеты. Эпицентр взрыва был здесь, и он пришелся на два помещения. Собственно, вот это помещение самое пострадавшее – все разрушено, кругом обломки, стекла вдребезги, потолок побит", – рассказывает корреспондент.

Из больницы Ашкелона врачи даже не уходят –  живут здесь. Именно сюда привозили всех раненных после атаки боевиков.

"У меня на руках умирали. Приезжали сюда люди без челюстей, которые были оторваны, без рук, без ног, с оторванными частями тела. Это был ужас", – вспоминает врач Елена Косых.

"В больницу Ашкелона обратились десятки или даже сотни волонтеров – в основном это молодежь и пенсионеры. Кто-то помогает врачам ухаживать за ранеными. Ребята привозят сюда питание для родственников пострадавших и для солдат, которые привозят сюда своих раненых товарищей", – рассказал журналист.

Для многих волонтерство – способ отвлечься от тревожных мыслей.

"У всех по-разному. Если я – оптимистка, я прихожу сюда и помогаю. А кто-то сидит дома, смотрит новости с утра до вечера и трясется", – говорит волонтер Галина Кушнеревич.

Но даже оптимисты с тревогой ждут начала наземной операции.

"В городской застройке с подземными ходами преимущество будет на стороне обороняющихся. Да и ЦАХАЛ, как выяснилось, уже не тот, что разбил коалицию арабских стран в 1948 году", – заключил корреспондент.

*Facebook – принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской, запрещен в РФ.

Армия и спецслужбы потерпели фиаско: почему Израиль не был готов к атаке ХАМАС