Вся жизнь как вертикаль: в России скорбят по Станиславу Говорухину
Сегодня утром не стало режиссера Станислава Говорухина. Он никогда не следовал конъюнктуре. Практически каждый его фильм становился предметом многочисленных и многолетних споров, а это значит, только одно — никто не оставался равнодушным. Как не был равнодушным всю свою жизнь и сам Говорухин.
Он испытал чувство, о котором мечтает любой режиссер. Когда на всех телеэкранах твой фильм, и страна при этом вымирает даже во время повторов. Останавливается работа, общественный транспорт — пустой, в магазинах пропадают очереди, даже количество преступлений резко снижается. Потому что — "Место встречи изменить нельзя".
Этот фильм поколений, разошедшийся на цитаты и до сих пор бьющий все рейтинговые рекорды, во многом сделала дружба Станислава Говорухина и Владимира Высоцкого. Спустя годы уже трудно проверить: кто именно и на какую роль предложил? Авторы сценария братья Вайнеры рассказывали, что Высоцкий видел в режиссерском кресле только Говорухина, а сам постановщик всегда говорил, что в роли Жеглова не представлял никого, кроме Высоцкого. Они были настоящими друзьями, и в программе Пятого канала из цикла "Личные вещи" Говорухин однажды открыл секрет: их совместным любимым занятием с Высоцким была… игра в буриме!
Он шел в кино долго: учился на геолога, работал на телевидении, потом поступил во ВГИК, и уже дипломной работой снял фильм "Вертикаль", прославивший и его, и его нового друга, Владимира Высоцкого.
Говорухин удивлял не только фильмами, каждое его появление в кадре тоже было событием. В культовом перестроечном фильме "Асса" он играет бандита Крымова, совсем скоро, в 90-е, такие типажи шагнут прямо с экрана в обычную жизнь россиян
В начале 90-х он ушел из художественного кино в документальное. Его "Россия, которую мы потеряли" и "Так жить нельзя" вызывали настоящую бурю дискуссий в обществе.
С 93-го Говорухин почти бессменно во всех составах Госдумы. Избирался от разных партий, в последние годы неизменно возглавлял комитет по культуре. В четверг заседание впервые началось без него и с минуты молчания в память Станислава Говорухина.
И его экранные герои, и он сам — с неизменной трубкой, а также с кистью и мольбертом, с которыми Говорухин не расставался долгие годы, нарисовали картину жизни сразу нескольких поколений советских и российских людей. С удивительной достоверностью и полной отдачей. Так же, как и сыграл свои роли Станислав Говорухин и в кино, и в политике.