К 75-летию восстания в Собиборе открылась выставка "Извлеченные из пепла"
Сегодня в мире вспоминают одно из самых страшных событий в истории — восстание в концлагере Собибор, где от рук нацистов погибли более 150 тысяч человек. К 75-летию побега, который организовал советский офицер Александр Печерский, в Польше прошли памятные мероприятия, а в местном музее открылась выставка "Извлеченные из пепла".
Станция Собибор, тот самый перрон, куда нацисты эшелонами свозили узников своих концлагерей, здесь все так же мрачно, но поросшие травой и кустарниками рельсы как самый главный символ жизни, которую подарил всем советский офицер Александр Печерский.
"Совместное участие стран, чьи граждане погибли здесь, — Франция, Нидерланды, Чехия, Словакия, конечно же Россия, Украина, Белоруссия, Польша — это залог будущего нашего музея, нашей исторической памяти и дальнейших научных работ в этой области", — говорит директор Музея Собибор Марек Бем.
Самая подробная и достоверная экранизация этого подвига — фильм Константина Хабенского "Собибор".
Александр Печерский смог организовать единственное успешное за всю войну восстание узников концлагеря. Выжил сам и спас других. Внук и дочь сержанта Мазуркевича, которому 75 лет назад Печерский поручил ликвидировать одного из нацистских главарей, случайно узнали про события тех дней из немногочисленных книг.
"Их не сломали, они смогли найти в себе силы в этих нечеловеческих условиях бежать — поднять остальных. Это было не два, не три, не десять человек", — рассказывают дочь и внук сержанта Семена Мазуркевича Лариса и Александр Подрецкий.
Посмертно только сейчас награда наконец нашла и еще одного героя Собибора, соратника Печерского Лейба Фельдхендлера. Его племянник трижды повторил, наверное, самые важные для всех слова: "Никогда больше! Никогда больше! Никогда больше!".
После восстания немцы снесли этот лагерь до основания, спустя 75 лет Собибор снова превратился в большую строительную площадку. На месте бывшей фабрики смерти возводят новый музей-мемориал, проложены аллеи памяти, первые посетители находят на камнях преткновения фамилии своих оставшихся здесь навсегда родственников.
Полностью оформлено и место, где захоронены бывшие узники — тысячи расстрелянных, сожженных заживо и те, кто так и не поверил в план Печерского и не рискнул бежать.
Одну большую братскую могилу покрыли слоем белого колотого камня — на фоне лесного контраста, это, конечно, в полной мере дает прочувствовать тот невероятный масштаб нацистских зверств, которые творились только здесь, лишь в одном из десятков концлагерей.
Перед началом застройки здесь долгое время велись археологические раскопки — среди сохранившегося фундамента концлагерных печей были найдены тысячи личных вещей заключенных и их надзирателей, ставшие теперь экспонатами выставки, которую символично назвали "Извлеченные из пепла".
"Вот это звезда Давида, она была спрятана в так называемой дороге в небо, которая вела в газовую камеру. Один из заключенных спрятал ее в дороге в небо прямо перед своей смертью", — рассказывает археолог из Нидерландов Ивар Шутэ.
В 75-ю годовщину восстания это место, похоже, перестало быть "Собибором раздора". Россия, не допущенная по формальным причинам к реконструкции мемориала, все-таки будет приглашена к формированию музейных экспозиций. Фонд памяти Александра Печерского уже получил согласие польской стороны.
"Без России о России иногда забывают. Печерский и его товарищи, а также все, кто писали вслед за ним в Советском Союзе, говорили "восстание в Собиборе". В западной традиции это называлось "побег из Собибора". Мы понимаем, что между восстанием и побегом есть некоторая разница, да?" — говорит научный директор фонда Александра Печерского Михаил Эдельштейн.
В это по-прежнему страшное место, на станцию Собибор, отныне прибывают только туристические автобусы. И первое, что будет встречать посетителей обновленного музея, — правила поведения в понятных всем картинках — весьма актуальных после скандальных инцидентов в других бывших концлагерях, где посетители умудряются даже делать селфи на фоне надписи "Труд освобождает".