Украинский "план Б" в связи со строительством "Северного потока — 2" сочли конвульсией
Украинские запасные планы на любую запасную ситуацию выглядят странно и абсурдно, заявил политолог Александр Асафов, комментируя намерение "Нафтогаза" обратиться к своему "плану Б" из-за невозможности остановить строительство газопровода "Северный поток — 2". По словам эксперта, их беспокоит позиция президента РФ Владимира Путина, который сказал, что транзит может быть продолжен, если будут выгодные коммерческие основания. Политолог напомнил, что президентом США Дональдом Трампом и канцлером Германии Ангелой Меркель было согласовано безотносительное сохранение украинской газотранспортной системы как условие строительства "Северного потка — 2".
Асафов отметил, что Украина неспособна сотрудничать на условиях, при которых может быть выгода для ее коммерческих партнеров, а способна только "брать и требовать еще". "Конечно, они беспокоятся, несмотря на заверения от Меркель о том, что их транзит будет сохранен. Это можно воспринимать как конвульсию системы "Нафтогаза", — указал эксперт.
В этой связи, полагает он, недавний приезд канцелера Германии в Киев был намерением с ее стороны прицениться к остаткам украинской газотранспортной системы, оценить масштаб и понять сумму, за которую можно ее приобрести. "Украинская ГТС находится в плачевном состоянии, и для ее восстановления нужно порядка нескольких миллиардов долларов, которых у Украины нет", — сказал Асафов.
Ранее главный исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко заявил, что компания приступила к реализации "плана Б" в связи со строительством "Северного потока — 2". Он отметил, что проект будет осуществлен несмотря на противодействие Украины и теперь Киев пытается компенсировать финансовые убытки.
По словам Витренко, "Нафтогаз" уже инициировал новый арбитраж, в котором требует от строителей газопровода более 12 миллиардов долларов. При этом 10 из них — компенсация за то, что потеряет Украина в случае отсутствия транзита газа через ее территорию после 2019 года.
"Но просто компенсация финансовых убытков — это, во-первых, резервный вариант, все-таки первый вариант — "план А" — это сохранить транзит", — заявил Витренко.