Version: 1.0.2

"Болезнь" молодой демократии: подхватит ли Армения украинский Майдан

Можно предположить, Порошенко эти выборы не проиграет. Может быть, не выиграет, но точно не проиграет, потому что угроза ответить за все, что он натворил на Украине, слишком велика. Лидеры президентской гонки — люди, не имеющие прямого отношения к Евромайдану, которому исполнилось пять лет. А значит, им незачем тащить на себе сомнительный груз того, что происходило в феврале 2014-го. Порошенко может даже грозить тюрьма. И это не шутки: смена власти в Армении — и бывший президент Кочарян в тюрьме. А ведь Кочарян по сравнению с Порошенко — ангел. Но набивать тюрьмы политическими заключенными, врагами режима — это болезнь любой молодой демократии. Об этом — в материале РЕН ТВ.

Факельные шествия — одно из самых ярких достижений "молодой украинской демократии". Ее строили пять лет. Так теперь здесь выглядит свобода.

Кажется, власть сменилась совсем недавно. Но успела сломать страну. В магазинах драки за уцененные продукты, в квартирах нет горячей воды. Зато — вечный праздник "Великого Майдана".

В бойне 21 февраля 2014 года погибло около ста человек. Но за их смерть никто не ответил. И все чаще украинцы задают себе вопрос: "За что стояли?".

Сотник Майдана Сергей Журавлев во время "мирных протестов" в феврале 2014-го избивал "Беркут" ради европейского будущего. Но спустя пять лет понял, что пробивал дорогу проходимцам.

По Шелковичной улице они тогда прорывались к Верховной раде. А вот как это место выглядело сразу после боев 21 февраля — съемочная группа тогда побывала на всех баррикадах. Вот такие ящики с бутылками с зажигательной смесью здесь на каждом шагу. Есть и запал, и необходимый раствор. И проволока, чтобы удобнее было кидать.

Где-то неподалеку, перед камерами, позировал будущий президент Порошенко. На днях он похвастался: "вытаскивал раненых". Но вот эта видеозапись: видно, что олигарх ограничился словами. Кстати, раненым полицейским на Майдане не помогали.

Полковник "Беркута" Сергей Колбин сейчас служит в Севастополе, но в 2014-м был в киевской командировке. В Сети до сих пор можно найти видео с призывом наказать его. Ролик выложили те самые "мирные" майдановцы — после того как открыли по милиции огонь.

Если бы полковник Колбин не вернулся в Крым, то оказался бы за решеткой. Преследование по политическим мотивам — еще одно завоевание "молодой украинской демократии".

В тюрьме сейчас Надежда Савченко. Бежал из страны Михаил Саакашвили — против него возбудили уголовное дело. Прогнали олигарха Игоря Коломойского, в прошлом главного спонсора нацбатальонов.

Власть не пожалела даже тех, кто были "своими". Что говорить о Викторе Януковиче или Николае Азарове? Расправа с неугодными — чуть ли не единственное, что может сейчас делать Порошенко без оглядки на Запад.

Эти уличные бои можно спутать с украинским Майданом. Но на записях — Ереван. 2008 год. Беспорядки там тоже начались в феврале, и это не единственное совпадение. Коктейли Молотова, поджоги машин, требование отмены президентских выборов не мешали грабить магазины и нападать на полицию с оружием в руках.

Самые ожесточенные столкновения произошли здесь, возле посольства Франции. Но именно дальше этой линии силовики уже вооруженных протестующих пропустить просто не могли. Совсем рядом, в той стороне, находилась резиденция президента.

Атаку, возможно, специально устроили возле французского диппредставительства. Рассчитывали, что власть не решится на радикальные меры. Проигравший кандидат Левон Тер-Петросян сыпал обвинениями с баррикад.

Виктор Сагомонян в то время был пресс-секретарем президента Роберта Кочаряна. Сейчас он возглавляет его офис — временно пустой. Вскоре после прихода к власти Никола Пашиняна на второго президента республики завели уголовное дело. Собрали 76 томов.

Роберта Кочаряна новая власть обвиняет, по сути, в том, что в 2008-м он не дал себя свергнуть. Судить решили по статье, которая появилась лишь год спустя.

"Дело должно было закрыться уже давно. Оснований очень много. Обратная сила закона, иммунитет президента. Непонятное описание преступления. То есть непонятно вообще, в чем человек обвиняется", — заявил адвокат Кочаряна Арам Орбелян.

Второй президент Армении тогда встал на пути радикальной оппозиции. Никол Пашинян в 2008-м еще не оброс бородой, но уже был одним из лидеров протеста. Теперь, когда он занимает главный пост в стране, дело Кочаряна держит под личным контролем. Его разговор с главой Службы национальной безопасности Армении попал в Интернет.

Вскоре после этих разговоров суд постановил взять второго президента Армении под стражу, несмотря на неприкосновенность.

Роберта Кочаряна сейчас содержат в уголовно-исполнительном учреждении "Ереван Кетрон", что переводится как "центральное". Оно действительно находится в центре. Вот прямо за этим зданием — Службы национальной безопасности Армении.

Для "молодой армянской демократии" этот политический процесс — чуть ли не главная забота. Ради давления на Кочаряна завели дело на его сына. Седрак Кочарян никогда не дает интервью, но для нас сделал исключение.

"К этому можно добавить еще личную ненависть и неприязнь нынешнего руководителя государства по отношению к нашей семье. По этому поводу у меня есть свои предположения. Но в этот момент я воздержусь", — говорит он.

Накануне ареста Роберт Кочарян как раз заявил о своем возвращении в политику. Он один из главных оппонентов Пашиняна и президент, при котором в стране был экономический рост. Новый аэропорт в Ереване и знаменитый Северный проспект — это все построили до 2008-го.

Власть, что пришла путем революций, ничего, кроме обещаний, так и не смогла предложить. Об этом говорят даже те, кто прежде выступал против Кочаряна.

"Мы все понимаем, что у них нету никакой концепции, как надо поступать, что надо делать. Делают очень большие ошибки", — говорит политический аналитик Степан Даниэлян.

Власти Армении сейчас все больше напоминают украинских правителей. Тоже пережили свой Майдан, тоже начали мстить политическим противникам. Но здесь пока нет такого раскола в обществе, а главное — гражданской войны.

На юго-востоке Украины до сих пор ежедневно гибнут люди. Буквально накануне в Донбассе, на КПП "Еленовка" на мине подорвался микроавтобус. Жертвами стали два человека.

"Болезнь" молодой демократии: подхватит ли Армения украинский Майдан