Участники факельного шествия в Эстонии отказались общаться с журналистами из РФ
В Таллине тысячи эстонских радикалов устроили массовое факельное шествие в честь годовщины независимости страны. И кажется, что даже власти стараются звучать с националистами в унисон.
Например, президент страны хочет перевести все образование на эстонский язык, хотя почти для трети населения родной язык — русский.
Огненные шествия очень любили в нацистской Германии. Но с недавних пор без факелов невозможно представить ни один праздник в постсоветской Прибалтике. В Таллине пять лет назад желающих примкнуть к этому действу было не больше 50 человек. Сегодня их тысячи. Улыбчивые молодые люди раздают заранее закупленные факелы.
"Здесь не только эстонцы, приезжают и из других стран. Это невероятно — принять участие в таком шествии с тысячами людей", — заявил член Консервативной партии Эстонии Андриан Козепт.
Действительно, поддержать шествие приехали националисты из Латвии и Финляндии. Над толпой реют флаги профашистских прибалтийских организаций. А лозунг "Эсти эст!", с которым толпа идет по улицам, не оставляет сомнений: патриотизмом тут и не пахнет.
"Идеология неонацизма прорастает, и игрища с огнем до добра не доведут. Это процветание правых идей приведет к тому, что мы скатимся в болото", — считает председатель Антифашистского комитета Эстонии Андрей Заринков.
"Коричневая чума" оказалась очень заразной. Сегодня Партия радикалов претендует на четверть голосов эстонских избирателей. А их идеи уже начинают разделять даже политические противники.
Мигрантов, от которых надо якобы защищать страну, в Эстонии практически нет. Зато есть русские, а это треть населения маленькой страны. И относятся к ним здесь с каждым годом все хуже. Даже если они родились и всю жизнь провели в Таллине.
Но при всем этом радикалы рассчитывают не на эстонскую армию. Военный парад, который прошел днем в воскресенье, не впечатлил: несколько грузовиков, небольшой, но все же танк. Зато в нем приняли участие многочисленные союзники из НАТО. Но то, что людям зарубежные солдаты напоминают скорее не о свободе, а о полной зависимости, правящая элита предпочитает не замечать. Простые эстонцы ищут защиты, а ее предлагают крепкие бритоголовые парни.
С российскими журналистами радикалы общаться отказались наотрез.
Власти эти марши усердно не замечают. А те, кто со стороны наблюдает за факельными шествиями, гадают, что будут делать правительство и полиция, когда начнется второй традиционный этап таких сборищ — погромы и этнические чистки.