Version: 1.0.2

Полякам предложили изучать историю жертв концлагерей по комиксам

В Польше решили рассказать истории смерти и страшных страданий узников концлагерей в ярких картинках. Там представили комиксы, написанные по мотивам воспоминаний заключенных фашистской фабрики смерти Майданек, в которой замучили 300 тысяч человек.

Вместо обтянутых кожей скелетов округлые формы чуть ли не в стиле хентай: ужасы фашистских концлагерей, оказывается, можно подавать и в упрощенном, развлекательном жанре. Покупатели сметают тираж.

К автору выстраивается очередь за автографом.

"Это весьма оригинальная форма, очень доступная школьникам", — отметила Ханна Деса-Ступницка.

Созданием столь красочной исторической книги, да еще и комикса в польском Люблине решили отметить 75-летие освобождения Майданека — фашистской фабрики смерти на окраине города, через которую прошли сотни тысяч заключенных и советских военнопленных.

Само значение слова "комикс", то есть "смешной", как-то не вяжется с вышками, печью и колючей проволокой. Нужно обладать, конечно, особым талантом, чтобы превратить тяжелейшую концлагерную тему в бульварное чтиво.

И пусть сами картинки совсем не веселые, монологи вроде "хыр-хыр" смотрятся довольно неоднозначно в таком-то контексте. Бывшие узники возмущены: детской такую литературу назвать нельзя, а уж тем более воспитательной.

"Жестокость на лицах этих надзирателей — эти плетки, это все, конечно, бесчеловечно и антигуманно. Конечно, такие книги выпускать нельзя. Мир, дружба — вот все, что может, или, как Достоевский сказал, "красота — только это может спасти мир", а не озлобленность, ни в коем случае жестокость, ненависть — это не должно пропагандироваться", — считает председатель региональной общественной организации малолетних узников фашистских концлагерей "Непокоренные" Галина Бычкова.

Хотя в музейном комплексе изо всех сил старались никого не задеть.

"К дискуссии были привлечены в том числе бывшие узники, и они пришли к выводу, что такая подача истории лагеря Майданек адекватна и не оскорбляет ни это место, ни тех, кто через него прошел", — уверена спикер музейно-мемориального комплекса "Майданек" Агнешка Ковальчук-Новак.

В основе сюжета — реальные судьбы 11 узников, их личные карточки и страшные воспоминания. Художнику оставалось добавить к ним только свои штрихи.

"Мне самому сложно давались даже не иллюстрации, а сама тема, нужно было дозреть до нее в процессе работы, чтобы войти в этот суровый и жестокий мир концлагеря и перевести его в визуальную форму комикса, сделать понятной для младшего поколения", — рассказал автор комикса Павел Пичник.

Детские психологи опасаются, как бы это не стало единственной настольной книгой про ужасы той войны у подростков.

"Подобные комиксы рассчитаны на 16, 17... 9-летний точно не готов, ну, то есть это очень тяжело и он просто не переварит такую информацию. Ну, на психику ему не понравится, ему объективно рано", — отметила психолог Юлия Лисицына.

Впрочем, даже в глазах еврейского сообщества премьера рисованных рассказов про Майданек как еще одна попытка, если не сказать последний шанс, привлечь к этой теме совершенно "определенную" публику.

Лежащая тут же на прилавке более содержательная история одного из самых страшных лагерей Третьего рейха не то чтобы сразу обесценилась, но тоже стала чуть более доступной (ну хотя бы в цене) — на целых 13 злотых. Только вот и взрослым подавай теперь лишь "Хлеба свободы" (так называется этот комикс), а значит, и зрелищ.

Полякам предложили изучать историю жертв концлагерей по комиксам