Version: 0.1.0

Годовщину освобождения Освенцима отмечают в Польше

А в Польше сегодня отмечают 75 лет со дня освобождения Освенцима. На торжества в мемориальный комплекс на месте бывшего концлагеря прибыли лидеры десятков государств.

Не позвали только российского президента. Такова официальная политика польских властей: о том, что этот концлагерь освобождали именно советские солдаты, здесь стараются не говорить.

Каждый день по этой железной дороге в Освенцим приходили поезда с новыми узниками. 3 четверти сразу отправляли в газовые камеры. Остальных - либо на принудительные работы, либо на эксперименты к печально известному доктору Йозефу Менгеле. Его лаборатория находилась где-то здесь.

Нет, над Освенцимом все так же светит солнце. И так же зеленеет трава под тонким слоем изморози. Только чувство ужаса и крики тысяч погибающих словно впечатались в эту землю и в дрожащую на ветру колючую проволоку. Вот этот вагон в Освенциме оставили специально. В память о тех сотнях тысяч пассажиров, у которых был билет только в одну сторону. Шайя Фриш – одна из тех немногих, кто выжил. Кто не попал в газовую камеру. Кто не умер в лагере от голода и болезней. Сегодня она подходит к тому самому вагону. И осторожно дотрагивается до него рукой.  

Их всего 200 человек – бывших узников концлагеря. Те, кому хватило сил приехать в Освенцим на годовщину освобождения лагеря. Поэтому Шайю Фриш сразу обступают туристы из разных стран. Приходится пробиваться через толпу.  

"Русские спасли нас. Они были первыми, кто пришел к нам. И я очень благодарна русским. Я была здесь. И я хочу сказать людям, чтобы они помнили о том, что здесь произошло", - рассказала узница Освенцима Шайя Фриш.

У Богдана Боротниковского на груди – бейдж с именем и лагерным номером. Он из тех, кто выжил в лаборатории нацистского доктора Йозефа Менгеле, которого за чудовищные эксперименты над людьми называли "Доктор Смерть". 

"Его эксперименты заключались в том, чтобы закапывать капли в глаза. Не знаем, что это было, но после этого мы на несколько дней слепыми почти становились. Летел гной и слезы из глаз. Нас проверяли офицеры СС, как наша болезнь, как развивается", - заявил узник концлагеря Освенцим Богдан Боротниковский.

Пан Боротниковский искренне недоумевает, почему польские власти не пригласили на памятные мероприятия в Освенциме президента России.

"По-моему, президент Путин, как лидер страны, которая освобождала Освенцим, обязательно должен здесь быть, в такой важный день. Жалко, что его нет здесь", - говорит он.

Именно Советский Союз рассказал миру об ужасах "фабрики смерти" в Освенциме. Когда передовые части 1-го Украинского фронта 27 января 45-го взломали ворота лагеря, они обнаружили чуть больше семи тысяч узников – истощенных, оставленных умирать отступающими немцами. А еще тысячи пар обуви, детской и взрослой, чемоданы, 40 килограммов очков тех, кто был замучен в лагере. Немцы попытались скрыть следы преступлений – не получилось.

На территории только одного лагеря "Аушвиц 2 Биркенау" нашли 4 газовых камеры и 4 крематория. В которых, по разным оценкам, нацисты уничтожили от 1,5 до 4 миллионов евреев, поляков, русских, цыган и представителей других народов.

Игорь Малицкий из Харькова помнит, как немцы заставили его и других детей выносить трупы из газовой камеры. И он нашел выжившего младенца на груди у женщины.

На памятной церемонии в Освенциме – делегации 30 стран мира. Президенты, короли, принцы, премьер-министры государств, в том числе тех, кто находился в годы войны по другую сторону фронта. Державу-освободительницу концлагеря, да и большей части Европы представляет посол. Российский президент официальное приглашение не получил.

"Мы никогда не выставляли условий для нормализации отношений. Про переписывание истории, про снос памятников", - говорит посол России в Польше Сергей Андреев.

Зато в Польше с распростертыми объятиями встречают президента Украины. Страны, где проходят факельные шествия в честь Бандеры.

"К сожалению, даже годовщина таких серьезных событий и трагедии в истории не только Польши, а всего мира, используется для политической демонстрации", - говорит политолог Томаш Янковский.

На церемонии в Освенциме – ни слова о России. О вкладе Красной армии в освобождение лагеря смерти. Но политическая конъюнктура сиюминутна. Память вечна.

Годовщину освобождения Освенцима отмечают в Польше