Шаг к миру: к чему приведут договоренности Путина и Эрдогана по Сирии
Уже почти трое суток в сирийском Идлибе относительное затишье. Выстрелы звучат гораздо реже, чем еще неделю назад. Хотя боевики запрещенной в России "Хайят Тахрир-аш-Шам" режим тишины соблюдать отказались. Даже выпустили сообщение и призвали воевать до последнего.
Еще в четверг мир балансировал на пороге большой войны. Группировка турецкой армии насчитывала около 10 тысяч человек и несколько тысяч единиц бронетехники. Сирийцев было не меньше, но вооружена воюющая уже девять лет армия значительно хуже. У России, в случае прямого столкновения, основа группировки - самолеты и корабли с "Калибрами".
После успешных военных операций по освобождению пригородов Дамаска, Алеппо, Хомса значительная часть боевиков под видом умеренной оппозиции перебралась в Идлиб. Им дали выбор - амнистия (при отсутствии тяжких преступлений) или бегство в другую провинцию. В итоге в Идлибе скопилось огромное количество радикалов, у многих руки по локоть в крови. Турецкой армии, при действии на территории Сирии, приходилось опираться именно на таких союзников. Так в одном ряду оказались военные и террористы. И, конечно, когда сирийцы обстреляли боевиков, под удар попали и турки. И самое опасное, в первые мгновения было непонятно, кто именно атаковал.
Чуть позже выяснилось: это был самолет сирийских ВВС. Анкара - в бешенстве. И если бы не Россия, то турецкая армия уже могла бы подходить к Дамаску. В результате в Москву Реджеп Эрдоган приехал не в лучшем настроении. Впервые за последние годы никаких объятий.
"Конечно, нам нужно с вами обязательно проговорить всё, всю ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день, чтобы ничего подобного: а) не повторялось и б) это не разрушало российско-турецкие отношения, к которым мы относимся, и, я знаю, вы тоже, очень внимательно и дорожим этим", - отметил российский лидер.
Всего за сутки до визита Эрдогана в турецком парламенте произошла драка. Причиной стала как раз операция в Идлибе.
Глава одной из оппозиционных партий оскорбительно отозвался о президенте республики из-за ситуации в Сирии. И многие его поддержали. Ведь больше половины населения страны - против военной операции.
"Эрдоган сам себя загнал в тупик, и иное неосторожное движение могло привести к концу его карьеры и к началу процессов внутри Турции, которые некоторые аналитики начали называть "попытки второго путча", - считает военный эксперт Алексей Леонков.
Переговоры, судя по всему, были непростыми, оттого и затянулись.
Шесть часов, из которых три - беседа с глазу на глаз - и решение найдено. По крайней мере, именно на это надеялись десятки журналистов, особенно турецких. До последней минуты было неизвестно, состоится ли вообще итоговая пресс-конференция и скажут ли хоть что-то президенты.
В 19:20 прессу позвали в Гербовый зал Кремля. Но президенты задержались еще на час. А когда пришли, то стало понятно: договорились.
"Мы не всегда согласны с нашими турецкими партнерами в своих оценках происходящего в Сирии. Но каждый раз, в критические моменты, опираясь на достигнутый высокий уровень двухсторонних отношений, нам до сих пор удавалось находить точки соприкосновения по возникшим спорным моментам. Так произошло и в этот раз", - заявил Путин.
И хотя подробности итогового документа должны были огласить министры иностранных дел - Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу, - турецкий президент не устоял и главную новость сообщил сам.
"Сегодня ночью, начиная с 00:01, то есть именно в полночь с 5 на 6 марта, будет введен режим прекращения огня. Для обеспечения устойчивого режима прекращения огня будут осуществлены все необходимые шаги", - сообщил политик.
Турция обязалась вместе с Россией уничтожать группировки, которые по решению Совбеза ООН признаны террористическими. Но самой неожиданной стала договоренность о зоне безопасности вдоль одной из главных сирийских дорог.
До 15 марта, когда начнется совместное патрулирование, турецкая армия должна обеспечить не только свободный проезд по дороге, но и зону безопасности - 6 км на юг и на север. Вся южная часть провинции Идлиб окажется отрезанной от северной. Боевикам придется уйти в сторону турецкой границы. А под контролем Дамаска окажется не только значительная часть региона, но и одна из главных трасс.
Если все будет так, как написано в итоговом документе, то именно 5 марта станет началом полноценного восстановления Сирии.
Ценность трасс М4 и М5 огромна. Алеппо еще до войны был основным финансовым и промышленным центром Сирии. Именно здесь находилось большинство предприятий, дававших рабочие места. М4 связывает Алеппо с Латакией и Тартусом. А это два морских порта и торговля со всем миром. М5 - прямая дорога на столицу страны и два крупных города - Хомс и Хама. А также граница с Иорданией и направление в сторону Ирака.
Неизвестно, насколько глубоко затрагивалась президентами тема беженцев. Но именно за этим пристальнее всего следили в Европе.
Через небольшую реку Марица начинается буферная зона между греческой и турецкой границей, куда беженцев пускают в определенные часы и не каждый день. В надежде попасть на тот берег люди разбивают палаточные лагеря. Почти неделю их свозили сюда автобусами, такси, многие добирались на попутках.
На пустыре - перед большой табличкой с надписью "Греция" - нет ничего. Ни еды, ни воды. За продуктами мигранты выходят к импровизированным магазинам - прямо в салонах обычных машин. Цены высокие. В километре отсюда хлеб можно купить вдвое дешевле.
Самим и его многочисленные родственники родом из Афганистана. Выглядит так же, как и остальные: рваная куртка, поношенная обувь и все в грязи. Только вот мобильный телефон новый. Эти кадры сделаны как раз с его помощью.
Самим, как и почти все мигранты, которые находятся здесь, прекрасно говорит на турецком языке. Хотя афганский похож на персидский и немного - на пушту. С турецким общего почти нет.
"Здесь большинство из Ирана, Африки и Афганистана, и нас используют в своих играх, прикрываются нами как солдатами. Там, на границе, около 8 тысяч таких же ждут", - говорит он.
В ожидании счастливой жизни в Европе на границе собрались, по разным оценкам, до 10 тысяч мигрантов. Целый город, который исчез за одну ночь - с 5 на 6 марта.
Сразу после переговоров в Москве здесь все пришло в движение. И если в сторону греческой границы беженцы из Сирии, Ирака, Африки, а в основном вообще Афганистана, шли почти неделю, то для того, чтобы раствориться в турецких городах, им понадобилось всего пару часов. Как только взошло солнце, оказалось, что тысячи голодных людей в оборванных одеждах просто исчезли.
В Афинах, Париже и Берлине вздохнули с облегчением. Реагировать на турецкие провокации с сотнями тысяч беженцев не понадобилось.
"Выдавливая беженцев в направлении Европы, конечно же, турецкие власти пытаются шантажировать эти страны, пытаются побудить эти страны занять более решительную позицию в поддержку действий турецких властей, это видно и на примере Европейского союза", - считает сенатор Константин Косачев.
Вдобавок ко всему у Реджепа Тайипа Эрдогана накопилось немало проблем: неудачная кампания в Ливии, недовольство внутри самой Турции и возможные финансовые потери поставили лидера республики на грань очередного путча.
В бизнес-кругах и турецкой элите авантюра в Идлибе воспринималась не иначе как попытка поднять ставки в ближневосточной игре. Уж слишком много турецких финансовых потоков завязано именно на Москву. И такими деньгами рисковать никто не хочет.
Недаром в турецкую делегацию, приехавшую в российскую столицу, вошел и министр финансов Берат Албайрак. Но его присутствие не афишировалось. В итоге московскую встречу оппозиционные политики в Анкаре назвали поражением Эрдогана и победой Путина. Но на самом деле ни победителей, ни проигравших нет. А есть две страны, которые, несмотря на противоречия, умеют договариваться.