Version: 1.0.2

В Сирии бывшие боевики возвращаются к мирной жизни

Стать обычной сирийской семьей - вот их самое большое желание. Хорошие супружеские отношения, четверо здоровых детей, скромное, но отдельное жилье, еда в достатке - все это для Гады и Хасана еще недавно казалось несбыточным.

"Когда муж сообщил, что хочет убежать из Эт-Танфа, я очень волновалась. И это настоящее чудо, что все получилось. Я сейчас очень счастлива, что у нас есть возможность начать заново нормальную жизнь", - рассказывает Гада Абдул-Карим Караман, жена бывшего боевика.

Последние полтора года они прожили в разлуке. Жена с детьми - на подконтрольной правительству территории, муж - в зоне Эт-Танф, которую занимают американцы и их сателлиты - группировка, бойцом которой Хасан и стал после расставания с семьей. Долгое время он с женой и детьми прожил в американском лагере для беженцев Эр-Рукбан. Там Хасан брался за любую работу, и выживать получалось. Но супруга сильно заболела, и они решили уйти из лагеря, в котором практически нет медицины.

"Мы продали золотые украшения, которые хранили на черный день. И заплатили людям, которые могли переправить на территорию Сирии. Я тоже хотел уйти. Но меня убедили, что сирийские власти либо уничтожат меня, либо посадят в тюрьму. Это были люди из группировки "Магавир Эс-Саура" и их командир Мохаммед Аттала. Они предложили мне вступить в их ряды, и я согласился, у меня не было других вариантов", - вспоминает бывший боевик Хасан Абдул Атра.

Его сразу отправили в тренировочный лагерь, обучили управляться с американским пулеметом 50-го калибра. Такие боевики ставят на пикапы. Затем - на передовую. В тот момент уже действовал режим прекращения огня и Хасан не боялся. До тех пор пока мобильная группа, в которую его определили, не начала получать плохие приказы.

"Мы должны были провести провокацию против сирийской армии, чтобы дать американцам повод нанести по ней удар. Шесть пикапов, в каждом по четыре человека. Мы знали, что американцы подняли в воздух два своих самолета. И если бы сирийские войска открыли огонь по нашей группе, эти самолеты нанесли бы по ним удар. Нас заставили подойти к сирийскому опорному пункту на расстояние в 200 метров", - рассказывает Хасан Абдул Атра.

Но сирийцы не стали стрелять ни в этот раз, ни в два последующих, когда Хасан выезжал на такие задания. Он понял, что был завербован в качестве пушечного мяса и его буквально разменивали на возможность применять авиацию. Тогда и решил бежать. Смог связаться со спецслужбами Сирии, и ему помогли.

"Чтобы бойцы не могли бежать, командиры заливают в пикапы топливо всего на 10-15 километров. Сирийцы были в курсе, что я буду ехать в их сторону, и не стреляли. Было 4:30 утра. Я забрал оружие и поехал в сторону сирийских позиций. Предварительно привез хлеб бойцам, которые были там со мной. Пока они ели, я снял ударники с их оружия, чтобы они не расстреляли меня", - рассказывает Хасан.

Все прошло удачно. Хасан дал много ценной информации о группировке "Магавир Эс-Саура". О том, как ее командир принимает в свои ряды и махровых террористов - бывших бойцов запрещенных в России ИГИЛ и "Джебхат ан-Нусры". Хасан быстро воссоединился с семьей, им дали квартиру в Тадморе.

Из 30-тысячного довоенного населения Тадмора сейчас здесь максимум три тысячи. Люди бежали отсюда и до сих пор возвращаются очень медленно. Поэтому на городских улицах много пустующих домов, куда власти расселяют как беженцев, выходящих из Рукбана, так и семьи примирившихся боевиков.

Сейчас Хасан работает в соляном карьере. Как только развернется масштабное восстановление города - хочет устроиться строителем, есть еще довоенный опыт. Он ничего не боится и охотно дает интервью. Когда был боевиком, считал, что на территории, подконтрольной правительству, его ждет только смерть или застенки. Потому что эту информацию в зоне Эт-Танф дают американцы. И если боевики перестанут им верить, побегов, подобных тому, что совершил Хасан, станет гораздо больше. Для него это личная миссия - своим примером показать, что новая жизнь возможна.

В Сирии бывшие боевики возвращаются к мирной жизни