Version: 0.1.0

За пределом: на что способен человек в экстремальных ситуациях

Какие ресурсы организм бережет на случай ЧП.

Человеческий организм не так хрупок, как может показаться на первый взгляд. Американка Клэр Нельсон упала и травмировала бедро в Национальном парке «Джошуа-Три» на юго-западе США. Во время несчастного случая рядом с девушкой никого не было. Она заползла под валуны, пытаясь спрятаться от солнца. Клэр Нельсон стала снимать себя для родных – чтобы они знали, как она погибла. Девушка была уверена, что ее найдут неживой.

Но Клэр выжила, а ее видеодневник стал материалом для изучения защитных механизмов человеческого тела. Тех, что обычно скрыты и проявляются только при крайне экстремальных обстоятельствах. Оказывается, такие ресурсы эволюция припасла на каждую чрезвычайную ситуацию. Теперь физиологи пытаются узнать, на что же способен организм каждого из нас. Как американка выживала в пустыне без еды и воды? Почему алкоголь смертельно опасен в мороз? Чем можно дышать на дне Атлантики? Об этом рассказали эксперты программы «Самые шокирующие гипотезы» с Игорем Прокопенко на РЕН ТВ.

Во власти Солнца

Парк «Джошуа-три» расположен на стыке двух пустынь – Мохаве и Сонора. Солнце здесь печет с 9 утра до самого вечера. У Клэр с собой было немного еды и воды, а вот укрытия не было вовсе. Из палки для трекинга и полиэтиленовых пакетов она соорудила подобие зонтика, который дал хоть какую-то тень. День у девушки поделился на две части. В первой половине она звала на помощь, во второй – защищалась от солнца. А вечером подступало отчаяние, потому что опять никто не пришел.

За четверо суток Клэр Нельсон испытала все, что может быть на жаре: солнечный, потом тепловой удар – когда тело разогревается до 40-41 градуса. Удивительно, что в условиях адской жары она не теряла сознание, не впадала в коматозное состояние и даже нормально спала – а во сне человек дополнительно сам себя обогревает.

«Когда человек спит, он «работает» как своеобразная печка, он продуцирует около 1 киловатта тепла», – говорит профессор, президент Российского общества сомнологов Роман Бузунов.

Шесть часов в ледяной воде

Но как бы тяжело ни приходилось людям в жаркую погоду, к холоду мы привыкли еще меньше. «Мы потеряли шерсть в ходе эволюции. По факту наше тело к внешним условиям не приспособлено. В частности, волосяной покров, который регулировал бы теплоотдачу, у нас отсутствует», – считает физиолог, заместитель заведующего кафедрой по научной работе РГУФК Владимир Меркурьев.

Хеймаэй – главный остров архипелага Вестманнаэйяр, расположенного к югу от Исландии. На его мысе дуют одни из самых сильных и холодных ветров в Европе. Здесь оказался ранним утром 12 марта 1984 года Гулаугур Фридорссон, когда выбрался из ледяной воды Атлантического океана. 

В 10 часов вечера сети рыболовецкого судна Фридорссона зацепились за дно, и лодка перевернулась. До берега – 5 километров, а температура воды близка к нулю. Пловцы на марафонские дистанции замерзают, когда вода в десятки раз теплей. При этом они одеты в гидрокостюмы! Пловец-марафонец, дайвер Василий Бочкарев поделился своим опытом: «Три раза я замерзал очень серьезно. Например, когда плыл вокруг острова Ко Чанг. Обычно вода там +26-27 градусов, а тут была около 20. Это очень холодно для тонкого, миллиметрового гидрокостюма, и я начал замерзать».

Исландец Гулаугур пробыл в ледяной воде около шести часов, хотя должен был умереть через 30 минут. Когда он выбрался на берег, попал под шквал пронизывающего ветра. Пропитанная морской водой одежда быстро замерзла. В заледеневшей одежде, продуваемый очень холодным ветром, Фридорссон дошел до ближайшей деревни.

Осенью 1985 года глава отделения физиологии Исландского университета в Рейкьявике включил Гулаугура в исследование гипотермии. С такими людьми ученые еще не сталкивались! У мужчины не наблюдалось ни одного симптома переохлаждения. Ученые предположили, что рыбаку помог его лишний вес – Фридорссон весил 125 килограммов. Жир сработал как теплоизоляция. «Чем больше жировая прослойка, тем лучше, потому что жир будет отдавать энергию на теплопродукцию и сам будет являться своеобразным одеялом», – поясняет физиолог, заместитель заведующего кафедрой по научной работе РГУФК Владимир Меркурьев.

Главное – мозг

В январе 2018 года Игорь Крымов заблудился в тайге Красноярского края – как раз когда ударили аномальные морозы -50 градусов! Мужчина трое суток находился в лесу на морозе и остался в живых.

Все сталкивались с тем, что первыми замерзают руки и ноги, потому что организм экономит тепло и отдает его в первую очередь центральным органам. Но по мере падения общей температуры тела замедляют свою работу сердце и легкие. Весь организм начинает работать на единственный орган – мозг. «Для организма приоритетнее центр, нежели периферия. Поэтому центр держится долго, но и он тоже может сдаться. Периферия может уже посинеть, вы можете не чувствовать свои конечности, но мозг при этом может работать», – комментирует физиолог Владимир Меркурьев.

Почему именно мозгу нужно исправно работать на холоде? Все просто: главная задача организма – не дать человеку уснуть. Если мозг даст слабину, человек перестанет себя контролировать. В большинстве случаев замерзшие насмерть перед этим употребляли спиртное. Мозг под воздействием алкоголя находится в угнетенном состоянии, у него нет сил сопротивляться сонливости.

Невероятная сила мышц

И при жаре, и при холоде стратегии выживания предусматривают спасение одних органов за счет других, менее значимых. Но есть еще более хитрые защитные механизмы. Например, в обычной жизни сила мышц ограничена ломкостью костей и недостаточной прочностью сухожилий. Но если вдруг нападет тигр, организм моментально сообразит: не время думать о правильном распределении энергии, нужно спасаться. А растянутые связки можно починить потом.

«Небольшой самолет приземлился в тайге, и механик вышел, чинит мотор. И вдруг кто-то ему кладет на плечо руку. Он поворачивается и видит медведя. Мужчина совершил такой прыжок, который потом никогда не мог повторить в жизни, он просто взлетел на крыло самолета. Первое, что приходит в голову: возможно, что-то в мышцах есть такое, что включается и демонстрирует такую силу», – приводит пример старший преподаватель кафедры физиологии РГУФК Любовь Белицкая.

Ежедневно у нас возбуждается и сокращается не более 40% мышечных волокон. Остальные 60% могут «продремать» всю жизнь, а могут – как только мозг их активирует – сделать из самого хилого человека супермена. «Центральная нервная система, кора мозга, получает встряску, сигнал извне. Она быстро реагирует, начинает посылать импульсы нижележащим структурам. Наши мышцы, мышечные волокна получают сигналы большой интенсивности, большой частоты, иногда синхронные. Все это вместе дает всплеск мышечной силы», – поясняет Любовь Белицкая.

20 дней в мокрой тайге

Эвено-Бытантайский район – одно из самых труднодоступных мест Якутии. Он находится на северо-востоке республики за Северным Полярным кругом. Расстояние от одного населенного пункта до другого огромно. А между ними – лес.

26 июня 2011 года из своего дома в селе Батагай-Алыта вышла 18-летняя Лида Осипова. Она направилась в соседнее село Кустур, но до него не дошла и словно растворилась в тайге. В архиве местной метеостанции сохранились данные о погоде в те дни: средняя дневная температура +17 градусов, ночная – от +6 до +16. Инспектор лесоохраны Игорь Шехоркин подтверждает: в летнем лесу может быть очень холодно, особенно в дождливую погоду: «Это сопоставимо с ночевкой в сугробе, действительно очень холодно, можно запросто замерзнуть».

Лиде удалось избегать прямого контакта с опасными животными все 20 дней, пока она блуждала по гуще леса. Потом она набрела на заброшенную коневодческую базу, где ее и нашли. Так долго в якутской тайге не выживал еще ни один заблудившийся! «Здесь сработало сочетание факторов и умение справиться с эмоциями, которое и побудило человека выжить. Также мы не должны забывать, что это достаточно молодой организм, который обладает хорошей пластичностью, ресурсностью», – комментирует физиолог, заместитель заведующего кафедрой по научной работе РГУФК Владимир Меркурьев.

Больше года на лодке в океане

Хосе Альваренга – рыбак, который исчез 17 ноября 2012 года у побережья Мексики. Нашли его спустя 14 месяцев – 30 января 2014 года на Маршалловых островах. Его судно попало в шторм, повредился мотор и вся электроника. Рыболовные снасти были потеряны. Мужчина остался с горсткой не особо нужных предметов и небольшим количеством еды. Лодку, не имеющую ни парусов, ни якоря, ни ходовых огней, относило все дальше от суши.

«У него была обычная семиметровая лодка, посередине стоял деревянный сундук для рыбы, в котором он прятался от солнца. Голыми руками он ловил рыбу, но чаще морских черепах. Он понял, что их кровь утоляет жажду», – рассказал яхтсмен, житель Новой Зеландии Дмитрий Пелевин.

Альваренга лишь несколько раз видел другие суда. Это были океанские контейнеровозы, которые его не заметили, а сигнал дать мужчине было нечем. Оказывается, даже в судоходном районе можно долго плыть и не повстречать ни одного корабля. «За месяц перехода от Панамы до Маркизских островов я видел, может быть, 2-3 судна, да и те только на приборах, потому что они были достаточно далеко. Вероятность очень маленькая, что корабль пройдет мимо, вас заметят и спасут», – уверен Дмитрий Пелевин.

В октябре 1952 года французский биолог и врач Ален Бомбар на простенькой надувной резиновой лодке вышел в Атлантический океан, чтобы пересечь его ради научного эксперимента. Его путь занял 65 дней. Знаменитым стало изречение Алена Бомбара: «Жертвы кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Вы умерли от страха». Хосе Альваренга, который выживал более года в Тихом океане, подтвердил выводы врача: «Я не думал, что надо умирать, я всегда думал про жизнь, я сказал себе: я должен остаться сильным».

Затерянные в пещерах

23 июня 2018 года в пещере Тхамлуангнангнон на севере Таиланда пропала детская футбольная команда: 12 игроков в возрасте от 11 до 16 лет с 25-летним тренером. Еще утром эта пещера была сухой, но после обеда начался ливень, залило не только вход, но и помещения в глубине. Как далеко находятся дети, что с ними – было неизвестно. Протяженность всех ответвлений под землей около 10 километров, условия для поиска очень сложные – узкие пещерные проходы с поворотами, заполненные мутной водой. «Если в пещере взбаламутить воду, вообще ничего не будет видно. Обычно протягивают специальную веревку – фал – и по ней ориентируются, прямо в мутной воде дайверы плывут, держась за эту веревку», – комментирует пловец-марафонец, дайвер Василий Бочкарев.

Только на десятый день дайверы добрались до небольшого участка земли, выступавшего над водой. Там, прижавшись друг к другу, сидели дети и тренер. Все они были в легкой одежде, большинство – в шлепанцах, лишь у троих были кроссовки. Когда дайверы увидели детей, они удивились: ни паники, ни страха, ни жалоб. Они только попросили еды.

Потом мальчишки рассказали, что спокойно сидели и ждали, когда им помогут выбраться из пещеры. Такое спокойное состояние детей в обстоятельствах, которые испугали бы любого взрослого, кажется странным. Вода прибывала, островок суши уменьшался с каждым днем, а кругом пещера, над головой сотни метров известняковой скалы. «Дети на определенном этапе в принципе не воспринимают смерть так, как воспринимают ее взрослые. Ребенок считает, что он бессмертен. Смерть – это какое-то событие, которое может произойти, но где-то далеко. Дети не столь пессимистично настроены, как взрослые. С подростками уже посложнее, они больше рассуждают на эту тему, но все равно полное осознание картины мира приходит гораздо позже», – уверен физиолог Владимир Меркурьев.

Трое суток на дне Атлантики

Но есть то, к чему сложней адаптироваться любому организму – без воздуха человек не приспособлен долго обходиться. Харрисон Окене трое суток провел на дне Атлантического океана внутри затонувшего буксира. Судно перевернулось так, что он оказался в воздушном кармане – каюта не заполнилась водой до самого верха. «Эффект колокола. Раньше так погружались на глубину. Брали тяжелый колокол, внутри него воздух, и опускали этот колокол. Человек находился внутри, мог провести там какое-то время, пока уровень углекислого газа, который выделяется с дыханием, не становился критическим», – комментирует дайвер Василий Бочкарев.

В обычной жизни на поверхности Земли на нас давит 1 атмосфера. Каждые 10 метров глубины увеличивают давление на одну атмосферу. Любого ныряльщика с аквалангом на 40 метрах «ждут» 5 атмосфер давления. Легкие сжимаются соответственно: на десяти метрах – в два раза, на двадцати метрах – в три раза. «Если очень быстро всплывать, можно получить кессонную болезнь. Азот, растворенный в крови, начинает вскипать. Поэтому надо делать специальные декомпрессионные остановки», – предупреждает Василий Бочкарев. На свой страх и риск спасатели поднимали Харрисона Окене по единственной известной технологии: в шлеме, который минимизирует резкие перепады давления по мере поднятия с глубины. А на поверхности держали наготове барокамеру, чтобы в ней нормализовать давление.

Считается, что за последний век людей сильно расслабили цивилизация и технический прогресс. Мы привыкли к комфортным условиям, расслаблены ими. Но организму человека удалось не только не утратить древние навыки, но и приобрести новые защитные механизмы. О некоторых из них человек никогда не узнает, если не окажется в экстремальных обстоятельствах.

Еще больше удивительных фактов, новости из всех областей человеческих знаний, независимая оценка политических и исторических событий, все это и многое другое – в выпусках программы «Самые шокирующие гипотезы» с Игорем Прокопенко на РЕН ТВ.