Метавселенные: что это такое и как они изменят мир
Прогресс не стоит на месте - если в середине XX века компьютерами пользовались лишь инженеры, то сегодня за ПК сидят две трети населения Земли. По замыслу разработчиков, метавселенная станет новым этапом развития технологий, стирая границы между реальным и виртуальным. Нечто подобное описывается в романе Нила Стивенсона "Лавина", фильме "Первому игроку приготовиться" и саге "Матрица".
Что такое метавселенная
Марк Цукерберг называет метавселенную "воплощенным интернетом", где вместо посиделок за экраном можно самому попасть в виртуальное пространство. Надев специальные очки, пользователь становится трехмерным аватаром. Метавселенная объединяет физическую, дополненную и виртуальную реальность.
Чем метавселенная отличается от онлайн-игр
Одним из главных идеологов метавселенной считается инвестор Мэтью Болл. По его словам, метавселенная бесконечна и не зависит от внешних факторов. Она не ограничивает размер аудитории и имеет собственную экономику: люди и компании получают, тратят и инвестируют деньги. Сайты, приложения, игры, социальные сети и мессенджеры делаются одним целым. Контентом и опытом метавселенную наполняют ее же пользователи. При этом вся информация и активы должны быть совместимы и свободно переходить из одного мира в другой.
Зачем нужна метавселенная с 3D и VR
В XXI веке производство сместилось в цифровой мир. Однако стекло экрана мешает свободно распоряжаться информацией и снижает вовлеченность. Люди вынуждены часами сидеть перед монитором, рискуя заработать целый букет заболеваний. Метавселенная позволит манипулировать объемными данными, свободно перемещаться и взаимодействовать друг с другом без каких-либо ограничений. Многие профессии навсегда переместятся в виртуальный мир.
Что сейчас мешает перейти в метавселенную
Прямо сейчас в метавселенную можно переместить лишь три человеческих чувства из пяти - зрение, слух и осязание. Обоняние и вкус пока остаются "за бортом". Но даже для такого минимума необходимо использовать шлемы и очки виртуальной (и дополненной) реальности, тактильные перчатки, специальные костюмы.
С какими проблемами сталкиваются пользователи и разработчики
Снаряжение для погружения в метавселенную дорого стоит и не всегда удобно сидит на теле. Авторам идеи предстоит сделать реквизит дешевле и комфортнее. Кроме того, пользователям VR и AR придется активно двигать руками в воздухе без опоры на стол. Это утомляет, а еще мозг не любит обмана - трехмерным предметам придадут текстуру и твердость. Никто не отменил проблему физической безопасности (как не выпасть из окна в шлеме) и дурноты после похождений в гарнитуре. Плохо может стать даже здоровому человеку, не говоря уже о страдающих неврологическими болезнями.
Какие компании строят метавселенные
Метавселенная МЕТА Марка Цукерберга
В октябре компания Facebook официально сменила название на Meta. Метавселенная будет работать на VR-гарнитурах, мобильных устройствах и игровых консолях. Цифровые пространства экосистемы Facebook планируется соединить в одном месте, "ключ" к которому - простая авторизация. Многие специалисты уверены, что именно под метавселенную Facebook и купила компанию Oculus, выпускающую гарнитуры виртуальной реальности. Большие надежды возлагаются на социальную среду Horizon.
Игровая метавселенная Fortnite
Больших успехов в построении метавселенной добилась компания Epic Games, выбравшая своей платформой игру Fortnite. Люди посещают площадку не только для гейминга - они общаются, смотрят концерты, слушают музыку, создают и монетизируют контент, а также реагируют на приглашенные бренды. Намерения Epic Games серьезны: в апреле 2021 года для поддержки проекта удалось привлечь один миллиард долларов инвестиций.
Корпоративная метавселенная Microsoft
Не остались в стороне и боссы Microsoft, запускающие корпоративную метавселенную с помощью облачных услуг Azure. Пользователи могут моделировать места и объекты, поддерживать цифровых двойников и создавать автономные системы. В метавселенную войдет платформа смешанной реальности Microsoft Mesh.
Будущее метавселенных
Смогут ли метавселенные улучшить жизнь пользователей
Фрагментация данных отнимает массу времени и сил. Сайты, соцсети, мессенджеры, игры и приложения никак не связаны, цифровой мир максимально неоднороден. Метавселенная отменит границы между экосистемами и подарит человечеству один виртуальный мир со всеми удобствами. Пользователям станет проще обратить в доход любое действие или произведение. Однако путь к идеальной метавселенной сложен: корпорациям придется договориться о честном обмене данными, ввести и синхронизировать гигантское количество серверов. Модель программирования для бесшовного "путешествия" миллионов пользователей еще не изобретена.
Какой вред могут нанести метавселенные
В кино и литературе прототипы метавселенной часто упоминаются в негативном ключе. Погружение в цифровой мир грозит привести к диктатуре корпораций, когда вся информация о пользователе находится в руках "большого брата". Помимо прочего, существует риск усугубить расслоение общества: на фоне виртуального потребления обладание настоящими вещами может оказаться уделом элит.
Метавселенная и россияне
Метавселенная одинаково войдет в жизнь россиян и граждан других стран. Об этом РЕН ТВ рассказал руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. По его мнению, к метавселенной приобщится значительная часть населения страны, но только со временем. Процесс займет годы.
"Это пройдет плавно. Начнется с молодежи - активных людей, которые любят новые технологии. А далее, наблюдая преимущества метавселенной, постепенно будет переходить остальной народ. Конечно, при технической возможности. Не так просто перейти к новому программному обеспечению и аппаратной основе", - утверждает Владимир Ульянов.
Руководитель аналитического центра посоветовал не обращать внимания на западное происхождение проекта. Принципы современных технологий - достояние всего человечества. А крупные компании давно интернациональны и имеют сотрудников по всему земному шару.