"Вам здесь не место": как ОБСЕ работала на киевский режим в ЛНР
Сегодня появились новые детали в истории со шпионажем, который вели сотрудники миссии ОБСЕ в Донбассе. Ее представители должны были помогать диалогу сторон конфликта и наблюдать за прекращением огня. Но занимались совсем другим. Местные жители и чиновники рассказали корреспонденту "Известий" Дмитрию Зименкину о том, как их пытались завербовать.
Ну вот, собственно, такое отношение луганчан к ОБСЕ. "Вам здесь не место", "Позор", "Слепые наблюдатели" и даже "Пособники нацистов". И вот такой символический жест. Машина облита красной краской, которая символизирует кровь.
Когда специальная мониторинговая миссия ОБСЕ приехала в Донбасс в 2014 году, на нее надеялись все. Они должны были не только следить за выполнением режима прекращения огня, но и фиксировать все нарушения прав человека. Но за 8 лет их деятельности здесь поняли: правда у ОБСЕ однобокая. Убийства мирных жителей нацформированиями и ВСУ фактически замалчивались.
"Их сюда прислали, чтобы нас защитить, то есть говорить правду. Но этого нет. Наши многие родственники начинают нас поливать грязью, а мы пытаемся сказать правду, но нас не слышат, потому мы сюда и пришли", - говорит жительница Луганска Марина.
"Никаких проблесков, никакой помощи мы от них не увидели за всё время происходящего. Мы не понимаем смысл их нахождения здесь, если помощи нет. Единственное, что мы видим, как за эти 8 лет нам помогает РФ. Поэтому мы им благодарны", - отмечает Артем.
Миссия ОБСЕ уже признана неправомерной в ДНР. В том числе за то, что ее сотрудники с помощью базовых станций передавали украинской стороне данные о расположении сил ополчения и вели разведывательную работу в тылу. Среди тех же иностранных сотрудников ОБСЕ в Луганске были и контрразведчики, и бывшие военные НАТО, и другие офицеры запаса. Например, Петко Лилов. Несколько лет назад по его вине в Сеть просочилась внутренняя переписка организации.
А это Юлиуш Жемак, который был выдворен с территории ЛНР за то, что занимался совсем не теми обязанностями, что прописаны в уставе ОБСЕ. Пытался вербовать журналистов и чиновников. За вознаграждение выпытывал гостайны.
"Оставил мне визитку, в случае задержания людей, факты на подконтрольной Украине территории сообщать ему. Он собирал для них информацию социально-экономического, политического характера", - говорит заместитель начальника отдела по жизнеобеспечению Администрации Краснодона и Краснодонского района Ольга Овчарова.
Судя по всему, информация о реальной ситуации в ЛНР дальше киевского офиса ОБСЕ не уходила. Расследование их деятельности только набирает ход, так что вскоре общественности представят и другие факты неправомерной работы специальной мониторинговой миссии в Донбассе.