Жители Риги защищают от властей монумент воинам-освободителям
Празднование 9 мая в столице Латвии, которое фактически было запрещено, сегодня раздалось эхом мощнейшего скандала. В Риге развернулась настоящая битва за памятник Освободителям. Тот самый, к которому горожане в День Победы, несмотря на запреты, принесли цветы и свечи, а на следующее утро коммунальные службы срочно все смели бульдозерами.
Но спустя пару часов цветы появились вновь, а ночью у монумента едва не начались столкновения: отряды силовиков – с одной стороны и простые жители Риги, которые просто хотели почтить память героев, – с другой. Власти страны о сложившейся ситуации сегодня высказались однозначно: не будет памятника – не будет проблем. Подробности – в сюжете РЕН ТВ.
Атака коммунальщиков
Их травили полицейскими заградотрядами, пытались провоцировать националисты и беглые украинцы. Но защитники монумента воинам-освободителям Риги стояли как их деды и прадеды под Москвой и Сталинградом.
Море цветов у позорно скрытой за латышскими флагами Родины-матери – ответ на действия коммунальщиков. После Дня Победы они, подобно варварам, сгребли оставленные рижанами цветы бульдозером. Горожане принесли их вновь. Без страха, что будут задержаны за это полицией.
В автозаки прятали тех, кто пришел с георгиевской ленточкой. В российском флаге на плечах подростка экстремизма сначала вроде бы не нашли. Но позднее полиция все-таки торжественно рапортовала о его задержании. Когда пришло осознание, что репрессии не помогают, монумент взяли в плотное кольцо полиции. Кто отдал приказ?
"Я вам уже объяснил, если у вас нету памяти, не можете запомнить – записывайте", – говорит силовик.
Русофобия в Латвии
У кого на самом деле отказала память – большой вопрос. Вот министр МВД, политик с чисто русскими именем и фамилией Мария Голубева в эфире местного ТВ говорит: в стране слишком много русскоязычных.
"Возможно, это связано с тем, что многим людям удобно потреблять информацию на родном языке. Люди, даже знающие латышский, не всегда выбирают в свое свободное время смотреть информацию или слушать на латышском", – говорит глава ведомства и переходит к теме памятника. "Я думаю, что я бы проголосовала за то, чтобы легальным путем, пройдя все легальные этапы, за то, чтобы этот памятник демонтировать".
Сама Голубева не всегда была столь трепетна к латвийским законам. Со своей супругой министр оформила отношения в Брюсселе, потому что в Латвии однополые браки запрещены. Но в русофобии столь серьезных промахов латвийские законодатели не допускали. В старших классах здесь учат только на латышском. Сотрудничество с Москвой приравнено к антигосударственной деятельности. В страну запрещены въезд большому количеству российских артистов и трансляция наших телеканалов.
"В Европе сейчас инакомыслие запрещено. Никакой свободы слова нет. Все, кто не согласны с политикой официальных властей... будут вынуждены молчать. Их духовные руководители с Третьего рейха могут гордиться своими учениками", – говорит политолог Дмитрий Солонников.
"Заноза в латышской душе"
Стела монумента освободителям Советской Латвии и Риги – особая боль националистических элит. При том что возводили памятник в 1985 году по проекту местных скульпторов. Сам постамент сделан из украинского гранита, обелиск обшит эстонским доломитом. Но то, что посвящен он советскому солдату – "заноза в латышской душе". Это прямая цитата президента страны. Он и сегодня назвал возложение цветов к постаменту русскоязычным населением Латвии неуважением к государству. Рижские власти уже потирают руки с надеждой как можно быстрее снести мемориальный комплекс.
"Рижское самоуправление готово организовать конкурс идей на лучшее решение для этого участка. Этот объект большая часть населения Латвии называет символом оккупации и позором для политически репрессированных людей, когда-то пострадавших от советского режима", – говорит исполнительный директор Риги Янис Ланге.
О том, что в боях за Латвию погибло 150 тысяч советских солдат, политики страны не вспоминают. В апреле в Мадлиене снесли камень в честь освобождения поселка, его собираются использовать в ремонте дороги. Так поступали фашисты с еврейскими надгробиями в годы войны, но в Латвии не видят аналогий.
"Это выгодно тем кругам на Западе, которые взяли курс на разрыв с Россией, полный разрыв всех гражданских и социальных связей", – добавил доктор политических наук Олег Барабанов.
Сегодня городские власти начали возводить новые ограждения вокруг монумента освободителям Риги. А значит, бой латвийцев, для которых важна историческая правда, похоже, не закончен.