В России научились лечить онкологию управляемой радиацией
Российская медицина готова сделать качественный скачок в лечении онкологических заболеваний. Совсем скоро во всех клиниках рак будут лечить управляемой радиацией - так называемыми радионуклидами.
И что самое важное, все эти уникальные разработки, включая сырье для препаратов, - отечественные. Ими, кстати, уже активно интересуются за рубежом.
Скальпель, что закрепляют на конце подвижного шунта, пробирается через крохотный надрез и миллиметр за миллиметром удаляет раковую опухоль. Вся картинка есть в онлайн-режиме на мониторе главврача – так выглядит хирургия XXI века.
"Идут операции с применением самых современных технологий – лапроскопические, торроскопические - это когда хирурги вводят инструменты через небольшие разрезы", - сообщил Сергей Иванов, директор МРНЦ им. А.Ф. Цыба, член-корреспондент РАН.
Скальпель уничтожает опухоль, а на борьбу с метастазами бросают "волшебные пилюли" – радионуклиновые препараты. По сути, это тот самый мирный атом – как это ни парадоксально звучит, радиация, которая служит на благо здоровью. Соединение белка и изотопов проникает в организм, находит раковые клетки и уничтожает их радиоактивным ударом.
"Препараты, которые мы используем, они исключительно сделаны из российского сырья, и изначально так оно и было. То есть самарий 153-й и 131-й йод", - отметил Андрей Шурнов, врач отделения радиохирургического лечения открытыми радионуклидами.
Эта точечная бомбардировка, конечно, облучает человека, но зато спасает ему жизнь. Еще три года назад на рынке практически не было отечественных радионуклиновых препаратов, теперь их выпускают уже в нескольких российских регионах.
"Такие препараты разрабатывают буквально две-три страны во всём мире. И это не только доступность медицинской помощи для наших граждан, это уже и медицинский туризм. Зарубежные коллеги уже активно интересуются", - уточнил Михаил Мурашко, министр здравоохранения РФ.
В московском НИИ физики и автоматизации министру здравоохранения и вице-премьеру показали новейшие разработки – ускорители электронных частиц Оникс и Брахиум. Скоро их поставят на конвейер и тогда лучевую терапию в наших онкоцентрах будут проводить не на западной, а на российской технике.
Всё оборудование– от корпуса до ускорителя – российского производства, и даже софт стоит отечественный. Техника, уверяют разработчики, точнее западной - результат, которого раньше удавалось достичь за пять сеансов, теперь пациент будет получать после первой же процедуры.
"Важно не только производить лучшие изотопы, но и превращать их в лучшие фармпрепараты, а эти препараты должны применяться на лучших в мире установках, а лучшие в мире установки должны стоять в лучших в мире лечебных учреждениях. Сейчас эта цепочка непросто, но выстраивается", - дополнил Алексей Лихачев, генеральный директор корпорации "Росатом".
Для чего всё это, становится ясно, когда пообщаешься с онкобольными. Анатолий – ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС и много лет боролся с саркомой. Уже не мог ходить, думал, конец, но лучевая терапия и радионуклиновые лекарства вернули его к жизни.
"После, когда провели первую уже радионуклидную процедуру, ввели препарат, то через какое-то время в пояснице боли прошли. В основном это что, это боли, боли очень сильные, которые тяжело заглушить", - рассказал Анатолий.
Импортозамещение в медицине теперь важная часть государственной программы.
"Подготовлена дорожная карта – она уже, по сути, реализуется по импортозамещению лекарственных препаратов. И аналогичная дорожная карта готовится по медицинским изделиям", - отметила Татьяна Голикова, заместитель председателя правительства РФ.
Эту работу министры ведут вместе с Росатомом и Курчатовским институтом. Из ближайших проектов – строительство завода по производству радионуклиновых препаратов. Крупнейший в стране будет в Обнинске, на родине первой в мире АЭС.