Участница отмененной биеннале Дейнека: "Наш язык – это искусство"
Художник отмененного биеннале Дейнека рассказала о проектах, подготовленных ею к выставке
Одна из участниц несостоявшейся IX Московской международной биеннале современного искусства в Третьяковской галерее, художник Анастасия Дейнека рассказала РЕН ТВ о том, как готовилась к этому масштабному проекту, а также прокомментировала решение Министерства культуры России об отмене выставки.
Она должна была представить на биеннале свой проект "Люди", в котором собраны портреты жителей Донецка, которые не уехали из города ни в 2014 году, ни сейчас. К каждому изображению добавлен рассказ автора о его герое. Как указано в описании к этому материалу: "В мире есть сотни героев, о которых написаны тысячи книг и историй. А о людях, изображенных на моих полотнах, никто не говорит, но понять их можно без слов".
Помимо этого, Дейнека подготовила еще несколько проектов для биеннале. Например, совместно с московским художником Александром Купаляном нарисовала мирное небо, которое символизирует мир и покой. Также художница нарисовала "Ангела Донбасса", а видео с ее работами на стенах в Донецке было размещено в галерее рядом с этим изображением.
"Я художник из Донецка, приехала сюда выставить свои работы. Готовилась задолго до выставки. Работала над портретами, собирала материалы. Это целый проект. Здесь также занималась другими проектами. То есть мы рисовали небо с моим коллегой из Москвы Александром в самой галерее. Я также нарисовала ангела… Так случилось, что перед Днем защиты детей в Донецке прилетел снаряд в школу. И мы решили, что будет знаменательно нарисовать там образ ангела. По своему эскизу я создала его там, и здесь его продублировала", – рассказала Анастасия Дейнека.
Готовясь к биеннале, девушка все лето рисовала акварелью различные портреты.
"Около трех месяцев я подготавливала своих героев. Речь идет не о тех, кто имеет какие-то заслуженные звания, а о простых жителях. Мне хотелось передать и менталитет, и чувства, которые они у меня вызывают. То есть это больше проект про эмоции. Я в целом люблю акварель и люблю людей, а так все соединилось в одно", – отметила собеседница.
При этом художница отметила, что ей очень сложно представить, почему Минкульт России и руководство Третьяковской галереи пришли к решению отменить выставку.
"Я находилась непосредственно там, когда монтировали все работы, видела колоссальный труд всех. Поэтому не могу представить, почему это случилось, честно. У меня нет ответа на этот вопрос, потому что все ребята очень старались, это было видно. Когда я об этом узнала, то не поверила сначала, для меня это нереально!" – поделилась художница из Донецка.
Вместе с тем она добавила, что ко всем участникам выставки организаторы и работники галереи относились с большим теплом и уважением.
"Я работаю непосредственно с художником, с куратором. И к ним у меня претензий никаких не было. Юлия о нас очень заботилась. Она организовала проезд, проживание, развлекательную программу. В целом видно было ее отношение к другим участникам. Даже вот мелочь просто, нам обед всем привозила. Мне кажется, это очень важно", – отметила собеседница.
Она также подчеркнула, что каждый художник должен иметь право на то, чтобы высказывать свои мысли через искусство.
"Хочу сказать, что в любой стрессовой ситуации работы художника – это его язык и способ выражения мысли. И очень важно, когда какие-то кризисы или стрессы происходят, это проживать и об этом говорить. Поэтому художникам как никому важно иметь возможность говорить своим языком. Наш язык – это искусство", – заключила Анастасия Дейнека.
Другая участница этого крупномасштабного проекта, художница Юлия Че должна была представить в Третьяковской галерее свой проект, который, по ее словам, был заточен на создание у зрителя позитивного эффекта "вау".
"Организаторы биеннале все сделали для того, чтобы этот проект был таким, как он задумывался. Мы все старались, работали над ним. И нет в нем ничего такого, чтобы могло задеть какие-то чувства зрителей. Наоборот, у меня проект заточен на то, чтобы пробудить в зрителе позитивные эмоции, чтобы взрослый человек вспомнил о том, что он когда-то был ребенком. Такой он у меня созидательный. Все мое искусство направлено на созидание, на положительные эмоции, на создание эффекта "вау" у зрителя", – поделилась она с "Известиями".
Как объяснила Юлия, она работала над проектом с середины лета. Вместе с организаторами велось обсуждение, подготовка, вносились коррективы, нюансы, дополнения, делалась визуализация. Сам проект состоит из материалов, которые были собраны в четырех городах.
"Мой проект очень яркий, дорогостоящий, масштабный. Для него был выделен и построен отдельный зал. Мало того, что мой гигантский объект там стоял – от пола до потолка. Помимо этого, еще были возведены стены из 80 квадратных метров стабилизированных растений, а также 80 "квадратов" зеркальных поверхностей. Это должно быть просто грандиозное сооружение", – уверена художница.
Однако от друзей, а потому от организаторов она вместе с другими участниками биеннале узнала об отмене выставки.
"Я не понимала, что происходит. Ведь мои персонажи Буба и Бака - такие классные! Они готовы, остался последний этап. И мы даже не увидели окончательный результат. И получается, что мы его не увидим теперь? И зритель не увидит? У меня был просто ступор. Как? Они такие классные! Как мы их не увидим, я их не увижу? Такими, как они должны быть. И зритель не увидит. Невозможно!" - поделилась Юлия Че.
Напомним, что в Министерстве культуры России объяснили отмену IX Московской международной биеннале абсолютным несоответствием уровня ряда экспонатов статусу государственного музея федерального значения.
"Третьяковская галерея – сокровищница русского искусства. Желание провести проект именно здесь, а не на частный или корпоративной площадке, должно сопровождаться ответственностью за художественный и этический контекст выставки", – пояснили в пресс-службе ведомства.
При этом в министерстве подчеркнули, что возможность выставиться в Третьяковке требует уважения к уникальному музейному собранию галереи и ее многочисленным ценителям. Вместе с тем в самой Третьяковской галерее указали на то, что не были выполнены договорные обязательства со стороны фонда "Биеннале современного искусства", а также были нарушены сроки монтажа выставки и не предоставлены необходимые документы, что могло повлечь за собой нарушение техники пожарной безопасности.
В ответ на это организаторы и участники биеннале подчеркнули, что не оспаривают принятое Министерством культуры решение, однако они не согласны с формулировкой причины. Отметим, что биеннале должна была стартовать 7 ноября.
Ранее один из участников выставки художник Сергей Бугаев рассказал РЕН ТВ о своем проекте, который должен был быть показан на выставке. А также назвал причины, которые, по его мнению, могли повлиять на решение о закрытии биеннале.