"Истинная королева": какой запомнят Чурикову в кино, театре и в жизни
"Истинная королева": какой запомнят Инну Чурикову в кино, театре и в жизни
Народная артистка России, великая актриса Инна Чурикова ушла из жизни на 80-м году 14 января.
Звездой всесоюзного масштаба и любимицей миллионов Инну Чурикову сделала эта роль Марфушеньки из сказки "Морозко". Увидев себя на экране, она расплакалась и решила, что некрасивая из-за необычной внешности. В театральное училище взяли не сразу, но именно нестандартность Чуриковой во всем покорила режиссеров и зрителей.
Волевая Васса Железнова, наивная Вера из "Военно-полевого романа", эксцентричная баронесса Мюнхгаузен – четыре десятка кинофильмов. Она могла сыграть любую роль и даже без слов самое сложное умела рассказать просто взглядом.
"Господи, у нее же война все отняла, все отняла… война отняла", – говорит одна из ее героинь.
Все, за что бралась Инна Чурикова, даже если это были эпизоды, получалось значительным и с размахом. Такой же большой в ее жизни была и любовь с режиссером и мужем Глебом Панфиловым, с которым познакомилась на площадке "Ленфильма" и работала полвека. Их творческий тандем подарил стране фильмы "В огне брода нет", "Прошу слова", "Начало".
Перевоплотиться в Жанну Д'арк – это была давняя мечта Чуриковой. Ради нее она тогда отказалась от роли чеховской Сони и была права: после выхода фильма на экраны посыпались письма от восторженных зрителей и награды кинофестивалей.
"У меня даже был дневник Жанны д'Арк, весь ее путь военный, место, где она родилась", – рассказывала сама актриса.
Не только успех, но и тяжелые испытания выпали на долю актрисы в 70-х годах. Роли в кино без видимых причин ей перестали предлагать, а мужу не давали снимать. Спас театр – Марк Захаров позвал Инну Чурикову сыграть с Николаем Караченцовым в спектакле "Тиль". До сих пор это одна из лучших постановок "Ленкома", которому актриса оставалась верна до конца.
"А для кого мы делаем спектакль? Для зрителей, для них. Если они понимают, это счастье", – говорила она.
И театр, и кино, по ее собственным словам, были для Чуриковой абсолютной радостью. В каждую роль, даже серьезную и трагическую, она добавляла улыбку или иронию, от своих героинь научилась главному: что сила женщины – в ее слабости. И кого бы не играла – Ткачиху Прасковью, санитарку Таню Теткину или Елизавету Вторую, – в театре, на экране и в жизни она была истинной королевой.