Канализационный лед полностью окутал жилой дом в Коми
Если центральная часть России уже пережила аномально низкие температуры, то жителям многих других регионов еще только предстоит столкнуться с рекордными холодами. В Якутии ожидается до минус 60, в Иркутской области – до минус 58, в Красноярском крае – 55 градусов ниже ноля. В Поволжье температура воздуха тоже будет как минимум на девять- десять градусов ниже нормы.
Холода всегда становятся проверкой на прочность не только коммунальных сетей, но и чиновников, которые за них отвечают. Проходят ее далеко не все. Корреспондент "Известий" Иван Литомин провел собственное расследование и выяснил, как минусовая температура замораживает не только жилые дома, но и мозги.
Когда на улице минус сорок, а в подвалах и на теплотрассах рвутся трубы, важней всего становится погода в доме.
Ледяную стену в своем подъезде житель Печоры Алексей ежедневно отбивает молотком. За ночь она вновь покрывается снегом. Процедуру приходится повторять.
"Я сегодня чуть-чуть подолбил, кто-то завтра. Она по мелочи отбивается, отбивается... Мы потом ее собираем, выносим", – рассказывает Алексей.
Всему виной – гнилые трубы, которые рванули с приходом морозов. В начале недели было под минус сорок, и старые коммуникации не выдержали. Подъезд превратился в ледяную пещеру.
На лестничной площадке все покрылось инеем. Мусоропровод не открывается. Замерз. Жильцы ежедневно жалуются в обслуживающую компанию, но найти прорыв те не могут уже больше недели. Зато смогла съемочная группа "Известий". За пару минут.
"Вот. Очень хорошо сейчас слышно причину того, что происходит в подъезде. Прорвало трубы, вот. Все затоплено водой. Канализацией", – показывает корреспондент Иван Литомин.
Вода испаряется. Стены и потолки обрастают плесенью и сталактитами.
– А это, я правильно понял, общая кухня?
– Моечная. Здесь посуду мыть надо.
Жительница другой многоэтажки – Ирина Васикова – сквозь подвальный туман пытается показать нам трубу, которую сантехники из обслуживающей компании не могут починить уже больше недели.
– Вот это прогнило, да.
– И вот туда упало.
– Оно осыпалось, да.
Коммунальные аварии здесь начинаются с приходом первых заморозков. От сырости сгнила даже лестница в подъезде. И так – из дома в дом, из подъезда в подъезд. Мы объехали в городе с десяток адресов – Западная, Социалистическая, Печорская. Картина одинаковая. Из подвалов парит, на стенах – иней и плесень, на полу и потолке – лед.
Зато в здании обслуживающей компании чисто, свежо и уютно. ООО "Кристалл" – именно эта фирма должна устранять аварии в печорских многоэтажках. Генеральный директор Елена Смирнова по фотографиям узнает проблемные адреса. И тут же обвиняет во всем жильцов.
– Нужно разделять и понимать, что это статус бывшего общежития.
– И что?
– И какие там личности проживают.
– Какие?
– Которые летом, например, срезают перила на лестнице и сдают в металлолом.
По словам Елены, за ЖКХ в этих домах якобы не платит половина жильцов. А потому ее компания, видимо, не выезжает и на половину жалоб. Сами же горожане говорят: много лет исправно погашали все счета, но теперь не хотят отдавать свои деньги тем, кто не работает.
Контролировать ситуацию должна бы городская администрация – именно там готовили город к отопительному сезону. Глава Печоры Валерий Серов тоже сразу узнал ледяные пещеры.
– Давайте посмотрим документы, определимся, как это происходило. Посмотрим, кто из них в последний раз разгерметизировал систему отопления.
– Вы утверждаете, что виноваты жильцы, правильно?
– Я вестись на ваши провокационные вопросы не буду.
Фотографии печорских подъездов мы решили показать и заместителям Серова – они как раз собрались на совещании в соседнем кабинете. Канализационный водопад чиновников впечатлил. Глава в это время с кем-то консультировался по телефону.
– Всяким невоспитанным идиотам я не планирую ничего рассказывать.
– Это он про вас или про меня?
Затем несколько раз попытался вытолкать нас из кабинета. А затем и вовсе перешел на оскорбления.
Проблемы печорских многоэтажек в администрации, похоже, никого не волновали.
Кто виноват в коммунальных бедах? Чиновники на местах винят управляющие компании, те говорят о неплательщиках и сваливают все на жильцов. Прошедшие морозы только усугубили проблемы. Люди неделями сидели без отопления. Это – Весьегонск, Тверская область. В квартирах – около восьми градусов тепла.
Вроде и аварий-то нет, а люди мерзнут. Почему – выясняем в управляющей компании. Кто-то не пускает к себе в квартиру, даже промыть прочистить батареи. То есть сами виноваты.
Обвиняют самих жильцов и в Костроме. Хотя вот же – место прорыва на магистральном водопроводе. Ремонтную бригаду здесь ждали больше недели. Пятиэтажка начала превращаться в ледяную скульптуру. В квартирах посыпалась штукатурка.
Мастера приехали, как только на месте ЧП появилась наша съемочная группа. Правда, чинить ничего не стали.
– Вы же приехали сюда работать?
– Мы приехали сюда закапывать.
– Закапывать? А там же вода еще льется.
В администрации странный ремонт комментировать сначала не хотели, а затем переложили ответственность на управляющую компанию и жильцов.
"Управляющая компания выбирается общим собранием собственников. Если жителей не устраивает управляющая компания, они вправе поменять ее и выбрать ту, с которой им удобней работать", – заявляет заместитель начальника управления ЖКХ администрации г. Костромы Сергей Белобородов.
Кто и как должен контролировать управляющие компании? Сколько времени отводится на ликвидацию прорыва? Кто будет нести ответственность за последствия коммунальных аварий? Депутаты Госдумы предлагают ввести для фирм, которые отвечают за обслуживание жилых домов, единый госстандарт.
"В принципе, вот эти вот стандарты качества уже разработаны, сейчас они проходят согласование с ФАС. Благодаря этим критериям оценки качества работы управляющих компаний, введению стандартов, государство разделяет с жителями ответственность за предоставление таких услуг", – сообщил депутат Госдумы Александр Якубовский.
Тогда и местные администрации от ответственности уйти не смогут, и жильцы не будут неделями мерзнуть. Пока же остается лишь обращаться в правоохранительные органы. По всем случаям, описанным в нашем репортаже, мы отправили запросы в прокуратуру.