Контрразведка "Смерш" за годы ВОВ арестовала почти 630 тысяч шпионов
Сегодня ровно 80 лет исполнилось со дня формирования спецслужбы, которая во времена Великой Отечественной войны надежно защищала нашу страну от скрытого противника. 19 апреля 1943 года была создана система подразделений контрразведки под общим названием "Смерть шпионам" – сокращенно "Смерш". Его сотрудники выявили около 30 тысяч диверсантов. И сегодня секретные документы о деятельности "Смерша" стали открыты. Одним из первых с ними ознакомился корреспондент "Известий" Максим Прихода.
В нашем сюжете мы показали кадры с наградой, которую отец получил за разоблачение этого шифровальшика. Эту "Красную Звезду" отцу Игоря Гурьева вручили в Чехословакии уже после войны. А во время Великой Отечественной войны он пресекал диверсии в осажденном Ленинграде, раскрывал агентуру в Прибалтике, боролся с бандеровцами в Житомире. И всему научил сына.
"И когда я уже был в органах, отец, естественно, со мной делился этими тонкостями, но эти тонкости, извините, не для всех", – говорит подполковник ФСБ в отставке Игорь Гурьев.
Да и задачи были под силу не всем. В 1943 году военная инициатива переходила к СССР. Немцы делали ставку на подрывную работу в тылу. Отступая, оставляли агентов, засылали хорошо подготовленных диверсантов. И "Смерш" должен был оказаться на шаг впереди.
"Что-то, вот я вспоминаю, просматривалось в их облике, ну, необычайное. Отличались очень целеустремленным своим поведением", – отметил генерал-майор Виктор Дунаевский.
Грозная аббревиатура, образованная от "Смерть шпионам", внушала страх и трепет. Но вопреки мифам, "смершевцы" работали тонко, точечно, в каждом случае собирали безапелляционную доказательную базу. Как итог – к подавляющему большинству освобожденных из плена – а это миллионы человек – вопросов не было. И они возвращались на фронт.
"Поэтому основная масса из этих людей поступала в запасные полки, которые были созданы, причем эти полки были офицерские и низшего состава, так сказать, рядового состава. Некоторые полки доходили по своей укомплектованности до 6–8 тысяч человек, то есть по нормативам это не полк, это полнокровная дивизия", – сказал генерал-лейтенант ФСБ в отставке, доктор исторических наук Александр Зданович.
Еще один миф: "смершевцы" не воевали как все. Но вот легендарный контрразведчик Устинов – с ППШ в боях за Москву. А вот – четыре ордена "Красной Звезды" Леонида Иванова. На одном из них – след от осколка, попавшего ему в грудь во время Сталинградской битвы.
Форма сотрудников "Смерш" ничем не отличалась от обычной полевой офицерской. Ведь работали они вдалеке от штабных кабинетов – в окопах и блиндажах. Делили с солдатами быт, и если нужно – сами поднимали их в атаку.
Их героизм проявлялся и за линией фронта. Контрразведчики внедрялись в разведшколы абвера, проходили там обучение, а когда их засылали в Советский Союз – шли к своим и сдавали немецкую агентуру. Петр Прядко так принес фотографии 30 агентов. Но высший пилотаж – это захватить живыми диверсантов, забрать радиостанцию и заставить их передавать дезинформацию. Это называется – радиоигры.
"Говоря о наиболее знаковой игре, ну, наверное, стоит упомянуть "Загадку". Там легендировалось наличие у агента связи в Наркомате путей сообщения и передача немцам таких серьезных материалов по движению эшелонов в различных направлениях, через московский железнодорожный узел, который позволял немцам понимать направление главного удара. Естественно, все это была дезинформация", – говорит историк спецслужб Олег Матвеев.
Отсюда – и неоднократно воссозданный в кино образ хладнокровных аналитиков, точно знавших, где и когда высадится вражеский десант и умевших отличать поддельные документы даже по фактуре бумаги и скрепкам.
"Маленький пример – скрепки, которые использовались в документах. У нас был дешевый металл, который ржавел, а немцы использовали хороший металл, который не ржавел. По скрепкам можно было определить, что это шпион", – заявил актер театра и кино, исполнитель главной роли в сериале "Смерш" Игорь Петренко.
Об этих тонкостях говорится в рассекреченных по случаю 80-летия документах. А еще там цифры: с 1943-го по 1945-й "смершевцы" арестовали 630 тысяч шпионов, диверсантов, террористов, предателей и дезертиров. И каждая сорванная диверсия, не дошедшая до противника шифровка или дезинформация, в которую поверили на той стороне фронта – это спасенные солдатские жизни, сосчитать которые невозможно.