Мнимый больной: вскрыта схема получения фейковых больничных листов
"Известия" вскрыли схему получения фейковых больничных листов
На этой неделе Всемирная организация здравоохранения подвела печальные итоги пандемии коронавируса. За первые два года было потеряно почти 337 миллионов лет жизни из-за преждевременной смерти 6 миллионов 900 тысяч человек. И это должно стать важным уроком для всех.
Напомним, не так давно ВОЗ отменила режим чрезвычайной ситуации: который был введен по всему миру после стремительного распространения COVID-19. Снятие этого режима теперь дает полное право и власти государств, и владельцам компаний отказаться от всех ограничений, связанных с мерами безопасности. Например, теперь, как считает миллиардер Илон Маск, навсегда в прошлое должно уйти такое понятие, как удаленная работа. В интервью CNBC он заявил: работать из дома, пока остальные не могут себе этого позволить, аморально. По его словам, ошибочно полагать, что те, кто строит дома или делают вещи, которые потребляют люди, должны ходить на работу, а офисные сотрудники нет.
При этом он назвал людей с ноутбуками классом, живущем в Ла-Ла Ленде. И тут с Маском сложно поспорить. Тем более что в нашей стране устроить собственный Ла-Ла Лэнд, в котором даже не нужно работать удаленно, можно в любой момент, если, конечно, знать правильных врачей, готовых выписать фальшивый больничный. Корреспондент "Известий" Кирилл Ольков – о мнимых больных, поддельных документах и реальных убытках, которые в итоге оплачиваем все мы.
И отдохнул, и заработал
Фальшивый диагноз всего за пять минут, даже без осмотра и очередей. Больничный – электронный, повод для прогула можно даже выбрать.
И отдохнул, и заработал. Между врачом и пациентом нет секретов.
Индустрию поддельных больничных сменила практика фальшивых диагнозов. Тысячи мнимых пациентов по всей стране. Вместо бумажных бланков теперь электронные, но и они продаются. Есть прейскурант на все: от ОРВИ до гастрита. За деньги впишут любое заболевание. Бизнес под прикрытием медицинской тайны.
Вот филиал клиники МЕДСИ на юге Москвы. Наш сотрудник записывается на прием к терапевту Сафроновой.
"Наша сотрудница – на приеме. У них ничего не болит, просто хотят отдохнуть. Посмотрим, выпишут ли им больничный", – рассказывает корреспондент "Известий" Кирилл Ольков.
О желании прогулять работу говорим врачу напрямую.
– У меня ничего не болит, я просто хотела вас попросить: не могли бы вы выписать больничный?
– Откроем с 17-го по 22-е, и продление с 21-го числа.
Через полчаса еще один прием у этого же терапевта с точно такой же просьбой.
– Мне нужен больничный, нужно к сестре поехать в Армению.
– Вы их, надеюсь, не предупреждали, что вы берете больничный?
Врач соглашается без раздумий. И вновь получаем больничный.
– Только вы, пожалуйста, всем говорите, что вы болеете, давайте до 10-го тогда.
Электронный больничный
Электронный документ сразу же отображается на "Госуслугах". Этой виртуальной форме взаимоотношений между врачом и пациентом уже полтора года. В 2021-м Госдума приняла соответствующий закон. Один из его инициаторов, Светлана Бессараб, говорит, что необходимо было остановить мошенников.
"Бумажные больничные подделывались очень часто. Из 19 миллионов в год – 2 миллиона", – говорит Светлана Бессараб.
Виртуальный больничный не подделать. Он защищен индивидуальным кодом и уникальной персональной подписью врача. Но как быть, если правила нарушает сам медработник? Например, в клинике "Симфония здоровья в Екатеринбурге".
– Меня ничего не беспокоит. Наталья Александровна, я хочу на больничный.
– Конечно, так нельзя, надо же болеть. Ну уж ладно, у меня сегодня настроение хорошее.
А ведь больничный лист – документ строгой отчетности и за каждый бланк, пусть и виртуальный, врач отвечает не только репутацией.
"Это действительно преступление, это может повлечь и другие виды ответственности, может быть судимость", – говорит медицинский адвокат Юлия Казанцева.
Сам по себе больничный прямой прибыли клинике не приносит. Скорее, это источник скрытого дохода. Информация о легком способе прогулять работу быстро разнесется по сарафанному радио. Родственники приведут на прием родных, друзья – друзей. Врач в платной услуге им не откажет. Ему нужно выполнять план.
"Это бизнес, там все нацелено на то, чтобы больше зарабатывать. Нас вызывали к главврачу, сказали план в этом месяце сделать. Миллион на этих анализах – нас пять человек, по 200 тысяч в качестве плана с каждого", – рассказывает бывший сотрудник частной клиники Лидия Голубева.
Сам выбираешь себе диагноз
В медцентре "Здоровье", что на Дмитровском шоссе, диагноз можно выбрать. Три дня больничного стоят 7 тысяч рублей.
"Если вам нужно что-то посерьезнее, берем синусит, гастрит или по неврологии защемление нерва. Если мы берем пять дней, то гастрит мы можем продлить, а мигрень нельзя", – говорит сотрудница.
Прием даже не предлагают. При виде камеры сотрудница тут же прячет прейскурант.
– А на каком основании вы торгуете больничными? Вы только что здоровой девушке предлагали больничный с диагнозом "гастрит" пять дней без приема.
– Никаких интервью я не даю, вы мешаете приему пациентов. Всего хорошего, до свидания.
Выручка от продажи больничных может измеряется миллионами. Такой вроде настоящий и вместе с тем поддельный документ отправят и работодателю, и в Фонд социального страхования. Пока сотрудник гуляет, за него платят. Первые три дня – компания, потом – ФСС. Доказать обман очень сложно. Ведь диагноз – это медицинская тайна.
"Кто может проконтролировать, есть основания для выдачи или нет, если два человека в одной комнате. Безусловно, случаются ситуации, когда работодатель точно уверен, что сотрудник не болеет, в соцсети его, например, увидел", – отмечает эксперт по международному праву Валентина Яковлева.
Торговля больными поставлена на поток
Торговля больничными поставлена на поток. Можно оформить на любой срок. Правда, с седьмого дня – особая тарификация, 830 рублей за сутки.
"Таких предложений в Москве – масса. Экспресс-обследование, больничный всего за один день, точнее, за пять минут. И болеть не обязательно", – отмечает наш корреспондент.
На ресепшене "Московского научно-практического центра независимых экспертиз" нас встречает приветливый молодой человек, представляется терапевтом. На просьбу о больничном с порога называет сумму – пять тысяч рублей.
– Только не говорите, что приема не было. Заболевание у вас есть?
– Нет .
– Диагноз "инфекция верхних дыхательных путей".
Когда электронный номер высвечивается на госуслугах, мы меняем тактику общения.
– Вы знаете, что это сбыт официальных документов? Насколько это часто происходит? Каждый может с улицы прийти и купить просто так больничный лист?
Сотрудник клиники пытается сбежать от неудобных вопросов.
"Спрятался в туалете. Кому-то звонит, ведет переговоры, наверное", – отмечает наш корреспондент.
А когда все-таки выходит, продолжает кому-то судорожно набирать.
– Вас заставляют это делать?
– Я здесь просто работаю недавно, у меня медицинская карьера. Все.
Исполняющая обязанности руководителя клиники всю вину сваливает на подчиненного.
– Очень похоже, что это коммерческий план. Этот молодой человек – он наш стажер.
– Как тогда он выписал больничный? Он не имеет права, он может принять пациента.
Откуда у стажера электронная подпись врача, нам так и не объяснили. Зато показали лицензию клиники. Но и такой документ не проблема. Специальные посредники помогут и с помещением, и с оборудованием.
Лицензия дает право вести прием и оформлять больничные. Это зачастую и есть главная цель.
"Мы обратили внимание: здесь ведут прием несколько специалистов, но если пойти дальше, все коридоры пустые и ни одного врача", – отмечает наш корреспондент.
Конкретных механизмов, что в такой ситуации делать работодателю, нет. Но совершенно точно надо обратиться Росздравнадзор с просьбой проверить клинику и врача. А также в Фонд соцстрахования с заявлением о нарушении работником больничного режима.
"Фонд социального страхования может проверить правомерность выдачи больничного листы, организовать проверку поликлинического звена. Если будут выявлены нарушения, то уже подключаются органы прокуратуры. Надзорные ведомства могут не только штрафами воздействовать на врачебное учреждение", – говорит депутат Госдумы Александр Якубовский.
Для многих предприятий даже временная потеря одного сотрудника создает проблемы. Пока одни гуляют, другие вынуждены работать за двоих. На этом иркутском заводе по производству вездеходов каждый кадр в цене.
"Мы не приемлем, чтобы кто-то у нас ходил-прохлаждался. Всем верим, но если будет уличен, то сотрудник работать не будет", – говорит генеральный директор Александр Чумаков.
Уголовное наказание
Уличить непросто. Доказать – тоже. Система электронных больничных, которую ввели для борьбы с мошенниками, в итоге узаконила тунеядство. Клиник, в которых против сговора врача и пациента, – единицы.
Прецедентов пока нет, но настоять на расследовании можно. Если выяснится, что пациент брал больничный, например, ради туристической поездки, то всех участников схемы ждут неприятности. Клинику могут лишить лицензии, а врача обвинить в подделке документов. А мнимого больного – в мошенничестве, а это уже реальный срок.