Гидов-экстремалов заставят пройти аттестацию
Деятельность тех, кто привык зарабатывать на острых ощущениях, начнут контролировать уже со следующего года. Гидов обяжут проходить аттестацию, благодаря которой экскурсии по экстремальным маршрутам станут безопаснее. Зачастую такие путешествия без должной подготовки приводят к серьезным травмам и даже гибели.
Виктория вспоминает, как не по-детски испугалась, когда увидела, что ее гидом на одном из алтайских маршрутов станет 10-летний ребенок.
"Вопрос возник, почему ребенок. Мне это так аргументировали, что это все абсолютно безопасно, если что, мы на подхвате", – говорит Виктория Седельникова.
По тропе шли на лошадях. В какой-то момент животное перестало слушаться девушку. Итог – перелом плеча. Маленький гид, который, справедливости ради, интересно рассказывал о здешних местах, ничем помочь не смог.
"Я двигаться вообще не могла, соответственно ребенок-инструктор ни поднять меня никак не может, ни как-то помочь мне. Я попросила вызвать других, более взрослых гидов", – отмечает Виктория.
Но и взрослые организаторы как оказать первую помощь, по словам Виктории, не знали. Ошибки гидов нередко приводят к большим проблемам. Вспомнить только заблудившуюся группу детей в Сьяновских каменоломнях или трагедию с гибелью восьми человек, спустившихся в коллектор Неглинки под Москвой. В обоих случаях случившееся – грубейшая ошибка экскурсоводов.
Со следующего года все потенциально экстремальные маршруты пообещали максимально обезопасить проведением специальной аттестации у гидов и проводников, но как это сделать, ведь в горах и под землей – одни нормы безопасности, а на воде и под водой – совершенно другие.
Владимир Древятников за штурвалом – гид морской, без него – горный. Будь-то морская "марина" Сочи или Красная Поляна, он не выйдет на маршрут, не убедившись в безопасности. Говорит, на его работе возможные проверки навыков вряд ли скажутся, чего не скажешь о гидах с так называемыми авторскими программами.
"Отправляясь в горы, это не менее опасная стихия, гид – это такой капитан в горах. Нужен человек, знающий местность, знающий, чего ждать, чего не ждать в этих горах", – говорит инструктор-методист курорта "Красная Поляна" Владимир Древятников.
Закон об аттестации уже принимался, обязанности по аттестации возлагались на специальные центры, которые так и не были созданы.
"Минэкономразвития пришло к мысли, что чтобы закон заработал, нужно передать эти функции спортивным федерациям, создавать такие аккредитационные центры для целей оказания услуг именно в сфере туризма, подготовки кадров", – говорит заместитель комитета Госдумы по туризму Наталья Костенко.
Все потому, что большинство опасных маршрутов подпадают под сферу деятельности именно спортивных федераций. Те же спуски в пещеры или, наоборот, восхождения, сплавы по рекам, дайвинг или каньонинг.
За незаконную работу, так же, как и у экскурсоводов, у экстремальных гидов возможен будет штраф. Как еще один пример – краснополянский байк-парк, самый большой в России. Гиды-нелегалы вряд ли смогут обеспечить здесь безопасность. Потому что только у официальных проводников курорта есть навыки оказания помощи, рации, и подробные карты трасс.
"Это очень специфический рельеф, не каждый может по нему проехать. Но как раз выполняем обучение, чтобы человек смог все места эти проехать", – отмечает инструктор байк-парка "Красная Поляна" Дмитрий Аглиев.
На данном этапе законопроект по аттестации гидов-проводников находится на этапе доработки. С 1 июля 2024 года аттестация станет обязательной для всех.