Version: 0.1.0

Что обсуждали на итогах года с Владимиром Путиным 14 декабря

Объединенная прямая линия и пресс-конференция Путина "Итоги года" состоялась в России

Вопросы, связанные со спецоперацией, задавали президенту на прямой линии одними из первых. Это были и видеообращения, и звонки, и просьбы военкоров. Большинство касались льгот для всех участников боевых действий.  Все ответы внимательно выслушал корреспондент "Известий" Игорь Балдин.

Эта пресс-конференция президента – первая после начала спецоперации. И здесь говорят о том, что волнует каждого (и на поле боя, и в тылу). Военкор Дмитрий Кулько только вернулся с фронта. И его вопросы – от тех, кто прямо сейчас защищает Родину на передовой.

– Дронов, Владимир Владимирович, до сих пор не хватает на фронте, бойцы постоянно просят помочь.

– У нас все-таки линия фронта, вы знаете сколько? Почти две тысячи километров, и, конечно, точно не везде все вовремя поставляется. Но и собственное производство растет и закупается: в том числе, кстати говоря, частным образом многое за границей закупается. Государством, Министерством обороны. Промышленность активно работает в этом направлении. Что касается того, что люди откликаются, – я просто от всего сердца хочу поблагодарить наших граждан, которые так неравнодушны и сердечно относятся к фронтам, к нуждам наших ребят, которые сражаются за интересы России. Свыше 10 миллиардов рублей пожертвований.

Еще одна нерешенная проблема: статус бойцов Народной милиции до сих пор не приравнен к статусу военнослужащего. То же самое касается и участников спецоперации из частных военных компаний.

"И среди моих близких, дети там воевали в частных военных компаниях. У меня, среди тех людей, которые меня окружают, работают рядом, были близкие люди, которые там ушли из жизни, отдали жизнь за Родину, воюя в рамках этой частной военной кампании. И их права, без всяких сомнений, должны быть восстановлены. Они имеют право на все льготы социальные, на любую форму поддержки со стороны государства, которыми пользуется другие участники боевых действий", – сказал Путин.

В новых российских регионах, там, где совсем недавно шли бои, конечно, не все гладко. Вот врач из запорожского Мелитополя сетует на серьезный кадровый голод. Президент обещает помочь.

"У нас льготная ипотека для этих регионов есть – 2% . Проблема в том, что эта льгота действует только на новое жилье, а нового жилья там строится, мягко говоря, немного. Поэтому надо бы так же, как на Дальнем Востоке, – распространить это на вторичный рынок", – ответил глава государства.

Не только в Киеве, но и на Западе многие понимают, что на самом деле сейчас происходит: исторически юго-восток Украины – российская земля. И если бы не Майдан, подожженный рукой США, обстрелы Донбасса и Минские соглашения, которые обернулись большим обманом, никой необходимости в специальной военной операции не было бы.

"То, что сейчас происходит, – это огромная трагедия, похожая на гражданскую войну между братьями. Когда братья оказались по разную сторону. После госпереворота 2014 года нам стало ясно, что нам просто силовым образом не дадут выстроить нормальные отношения с Украиной. Госпереворот, на который потратили, как американцы сказали, пять миллиардов, – публично сказали, не постеснялись даже", – напомнил президент.

Гибридная война с нашей страной стоила США и ЕС огромных экономических жертв. Но так и не принесла результатов. Провалившееся контрнаступление Украины, гибель элитных отрядов ВСУ, показали Западу: Киев уже неликвид. Россия же, напротив, нарастила военное производство и создала полноценный резерв солдат и офицеров – и мобилизованный, и добровольческий – 250 тысяч человек по собственному желанию отправились в зону СВО служить по контракту.

"Поначалу было много иронии, всяких смешков на этот счет – прилепили название к этим людям "мобики", я прекрасно все это помню. Отлично воюют ребята, просто отлично. 14 героев Российской Федерации из числа мобилизованных, 14 героев России. Я уже не говорю про другие медали, ордена другого достоинства. Значит, сейчас 244 тысячи находится напрямую в зоне боевых действий, в зоне СВО", – привел статистику российский лидер.

О Западе и его рукотворных санкциях речь тоже зашла. В то время, как тонущая после подрыва "Северных потоков" экономика Европы сочиняет для себя новые рестрикции, у нас развивается производство, и растет ВВП.

"Это было удивлением для наших так называемых "партнеров". Если по-честному – для многих из нас, что за предыдущие десятилетия Россия накопила этот запас прочности и устойчивости в финансах и экономике. Промышленное производство растет уверенно: 3,6%, но что особенно радует, – растет обрабатывающая промышленность – 7,5% будет по году. У нас давно такого не было. Но а вот что особенно настраивает на такой позитивный лад – это 10% рост инвестиций",  –  уточнил Путин.

В ЕС еще остались не пророссийские даже, а, например, провенгерские или просербские политики – те, кто во главу угла ставит интересы собственной страны. Но таких сейчас в подавляющем меньшинстве.

"Вот многие европейские деятели внешне ведут себя как генерал де Голль, который боролся за интересы Франции, собрал все, что было у французов, чтобы оказать сопротивление оккупантам. А на практике ведут себя как маршал Петтен, который хоть и был героем Первой мировой войны, но во Вторую стал коллаборационистом и подчинился воле оккупантов", – провел аналогию глава государства.

Санкции, которые, по мнению их авторов, должны были парализовать нашу экономику и заставить Россию отступить назад, на самом деле стали стимулом для развития: у нас растет машиностроение, появляются собственные IT-технологии, развивается внутренний туризм.

– В этом году курорты Кубани побили очередной исторический рекорд – 17,5 миллиона туристов. Владимир Владимирович, есть ли на федеральном уровне планы по развитию транспортной доступности юга страны?

– Движение и железнодорожное, и автомобильное – все это развивается. Вы упомянули и про высокоскоростную дорогу. Да, она у нас планируется. Первый этап – это Москва-Петербург, потом и на юг. Что касается теперь транспортно-пассажирских потоков – они увеличиваются. Абсолютный рекордсмен – это перевозки пассажиров авиационным транспортом. 16 с лишним процентов.

Конечно, традиционно людей волнует то, что определяет качество их жизни: медицина, ЖКХ, пенсии и зарплаты.

"Для многих людей прямая линия – возможность решить проблему, на которую в регионе годами не обращают внимания. Ведь любая новость, дошедшая до президента, тут же придает ускорение чиновникам", – рассказал на месте событий корреспондент Игорь Балдин.

Цены на яйца, например, растут, как в сказке про Курочку-рябу.

"Совсем недавно разговаривал с министром сельского хозяйства. Спрашивал, как у него с яйцами. Значит, он говорит, что у них все в порядке. На что я ему ответил, честно говорю, прямо, это прямая речь: "Вот у граждан наших есть проблема, рост на яйцо курицы – 40%, а в некоторых местах и больше. Сожалею, приношу свои извинения на этот счет, – это сбой в работе правительства", – отметил президент.

Порой люди рассказывают о ситуациях, которые кажутся и вовсе из ряда вон. Вот – спортивный зал в Судаке – в таких условиях здесь вынуждены заниматься дети. А вот министр спорта Крыма во время прямой линии выложила в Telegram пост в люксовой одежде от Chanel и Prada.

"У нас в прошлые годы где-то 1,5 миллиарда, даже больше, по-моему, миллиард семьсот выделяли из федерального бюджета на развитие регионального и муниципального спорта. В этом году там нет даже 700 миллиардов, в этом бюджете. Нам надо обязательно к этому вернуться. А что касается конкретного вопроса в Крыму, и с Сергеем Валерьевичем переговорю. Ну мы и с федеральным уровнем поможем, точечно эту проблему решим", – пообещал Путин.

Зарабатывают чиновники по-разному. Некоторые, например, поднимая тарифы. Проехать от Москвы до Казани по новой скоростной трассе – удовольствие не из дешевых.

– До Крыма сейчас доехать стоит меньше четырех тысяч рублей, хотя до Крыма путь – весьма не близкий.

– По моим данным, это должно быть не больше четырех с половиной тысяч, но проверю обязательно, Сергей. А так в целом платные дороги, они платными могут быть только тогда, когда есть альтернативные пути – так по закону. Поэтому всегда есть возможность не платить и проехать бесплатно, но там свои сложности.

Вопросы президенту поступают и онлайн, и из зала. В какой-то момент Владимир Путин сам берет в руки бразды модератора, расставляя акценты.

– Нет, давайте мы сначала дадим Xinhua, а потом The New York Times.

– Россия примет председательство в БРИКС в следующем году. Как вы думаете, какое значение имеет взаимодействие и координация между Китаем и Россией в БРИКС и в целом?

– У нас уровень взаимодействия с Китайской Народной Республикой беспрецедентно высокий. Много раз говорили, что надеемся достичь в следующем году товарооборот в 200 миллиардов долларов. Что касается БРИКС и нашей роли, тоже здесь нового ничего не скажу, но этот вектор усиливается. А именно: российско-китайские отношения являются одним из существенных гарантов стабильности в мире. Мы видим, что происходит и вокруг России, и вокруг Китая. Мы с Китаем ничего подобного не делаем, да, мы сотрудничаем, и в военной области, и в экономической, и в гуманитарной, но мы никаких блоков не создаем.

Глобальный разворот – на Восток. Значит ли он, что с Европой Москва больше не работает? – интересуются французские СМИ. Россия открыта к партнерству, Запад сам себя изолировал.

"С какого-то момента президент Франции прекратил с нами отношения. Не мы же прекратили. Не я прекратил. Это он прекратил. Если интерес есть, пожалуйста, мы готовы. Интереса нет – мы обойдемся. Вот и все. Ничего здесь такого необычного нет. Мы не уклоняемся от этих контактов, но и если европейские страны в целом и президент Франции в частности не желают с нами общаться – нет. На нет и суда нет", – подчеркнул Путин.

Современная геополитика как никогда похожа на шахматную доску. Против России играют гроссмейстеры из ЕС и НАТО. Но даже этот зал показывает, у кого на поле больше фигур.

Что обсуждали на Итогах года с Владимиром Путиным 14 декабря