Ученые НИЦ "Курчатовский институт" работают над революционными проектами
Раньше он ковал ядерный щит страны, теперь работает над тем, как обеспечить технологический суверенитет и продовольственную безопасность. В Курчатовском институте всегда на острие науки и сейчас трудятся сразу над несколькими революционными проектами. Подробнее в сюжете РЕН ТВ расскажет обозреватель Антон Золотницкий.
Из этой пультовой управляют Солнцем в миниатюре – установкой токамак. В стенах Курчатовского института – очередная экспериментальная кампания. Задача – научиться лучше контролировать раскаленную плазму, обуздать сам термоядерный синтез.
"Мы вышли на токи, превышающие полмегаампера. Мы получили вытянутую плазму. Сейчас мы, в общем-то, выходим на проектные параметры", – рассказала Наталья Кирнева, руководитель отделения экспериментальной физики токамаков НИЦ "Курчатовский институт".
В перспективе термоядерные реакторы могут стать источником практически безграничной и чистой энергии. Так курчатовцы формируют технологический суверенитет нашей страны на десятилетия вперед. Им это не впервой. В 1940-е годы секретная Лаборатория № 2 – прообраз института – в гонке со временем ковала ядерный щит страны.
Первый физический реактор носит это имя не просто так. Он доказал, что контролируемая ядерная реакция физически возможна. Без этого ни создание атомной бомбы, ни мирное применение атома представить себе было нельзя.
"Параллельно шла работа уже над созданием промышленного реактора, то есть следующего этапа на пути к бомбе, уже большого действительно реактора, по наработке начинки для бомбы на Урале", – сказала заместитель директора НИЦ "Курчатовский институт" по научной работе Екатерина Яцишина.
Целую отрасль пришлось строить, по сути, с нуля. Но результат был достигнут. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне Советский Союз восстановил ядерный паритет.
Ядерная триада нашей страны постоянно совершенствуется. В ее основе – атомные подводные ракетоносцы, которые создавал соратник Курчатова Анатолий Александров. Под его началом трудился и Вячеслав Кузнецов, тогда новобранец института.
"Было принято в 1952 году решение о строительстве первой лодки, 627-й проект, заводской номер К-3. Потом она получила название "Ленинский комсомол", – рассказал Вячеслав Кузнецов, начальник отдела по обеспечению деятельности почетного президента НИЦ "Курчатовский институт".
Мирный атом развивали параллельно. Сеть АЭС в стране и за рубежом, атомный ледокольный флот – во всем этом СССР, а потом и Россия, стали пионерами. Точно так же Курчатовский институт и сейчас на острие науки: возводит установки Мегасайенс, осваивает природоподобные технологии, раскрывает секреты генов.
"Геномный центр в основном сконцентрирован на двух направлениях: это сельское хозяйство и промышленная биотехнология. Мы занимаемся генетическими исследованиями, которые могут обеспечить ускоренное развитие вот этих двух направлений", – указал Степан Тощаков, начальник лаборатории "Геномная фабрика" Курчатовского геномного центра НИЦ "Курчатовский институт".
Геном – как текст. В лаборатории молекулы ДНК или РНК преобразуются в так называемую библиотеку, то есть набор фрагментов генетического материала. Чтобы потом секвенатор – специальный прибор – прочитал последовательность и превратил биологическую информацию в понятные нам символы, с которыми можно работать. Так будут обеспечивать продовольственную безопасность нашей страны. Перспектива с опорой на прошлое. Фундамент всех современных и будущих достижений заложили давно.
"Мы сегодня с вами живы и живем в одном из немногих, почти единичных суверенных государств только потому, что 80 с лишним лет назад, в 1943 году, 12 апреля, нашей властью и частью научного сообщества было принято правильное решение – о реализации атомного проекта, который мы успешно реализовали и стали технологической сверхдержавой", – отметил президент НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук.
Статус, который приходится раз за разом подтверждать новыми проектами и открытиями. Впрочем, ученые Курчатовского института по-другому и не умеют.