Путаница с показаниями приборов могла стать причиной крушения Ан-24 в Тынде
В расследовании авиакатастрофы Ан-24 в Тынде появилась странная, на взгляд обычного человека, деталь. Однако она понятна профессиональным летчикам. В распоряжении "Известий" оказался документ, где указано на путаницу с показаниями высоты, которую определяют по двум разным системам – международной и старой советской. Подробнее – в сюжете нашего корреспондента Наталии Графчиковой.
Еще тогда, в первые минуты после трагедии, авиаэксперты отмечали: на кадрах очевидцев, что сделаны за несколько минут "до", борт идет слишком низко и, кажется, вот-вот коснется крон деревьев.
Будто в воду глядели. Позже стало известно: экипаж мог совершить фатальную ошибку именно с определением высоты. В распоряжении "Известий" оказался документ Росавиации, в нем детально расписаны действия командира во время посадки.
"Предварительно в ходе расследования установлено: в процессе снижения экипаж установил на барометрических высотомерах давление QNH – 751 миллиметр ртутного столба. Согласно картe захода на посадку по приборам аэродрома Тында, проход должен осуществляться по давлению QFE", – уточняется в документе.
Речь о правилах определения высоты полета. В России действуют два: советские QFE берут за ноль взлетно-посадочную полосу, а международные QNH – уровень моря. Аэропорт вылета в Хабаровске работает по советскому стандарту, а стыковка в Благовещенске и посадка в Тынде – по международному. Вероятно, пилоты этого не учли.
"На наших самолетах нет таких приборов, которые бы показывали в футах высоту и, чтобы вот как, например на Airbus и Boeing, там на приборе, когда нажимаешь, выставляешь давление, ты можешь поставить или QNH, или QFE, и у тебя это высвечивается", – отметил авиаэксперт Андрей Литвинов.
Ан-24, потерпевший крушение в Амурской области в окрестностях Тынды, совершил свой первый полет еще 50 лет назад. Дублирующего прибора на стареньком борту конечно же не было. Ориентироваться визуально не позволяли ливень и облачность. В итоге думали, что летят значительно выше, чем это было на самом деле. Ошиблись на 600 метров. И самолет врезался в горный склон, заросший лесом густым лесом.
"Перед заходом на посадку пилот устанавливает на высотомере давление, данные ему сообщает диспетчер. Вот мы находимся в аэробусе на Ан-24, эта ручка совсем в другом месте, ну а дальше уже начинают снижение, ориентируясь на данные приборов", – сообщила корреспондент.
Во многих аэропортах России эти действия нужно совершать по-разному. Часть воздушных гаваней работают по системе QNH, а часть – по QFE. Подробные разъяснения по этой проблеме дала одна из российских авиакомпаний. QNH – международный стандарт. На него решили перейти еще в 2011 году. Но дело затянулось. В новой системе работают чуть больше половины действующих аэродромов, всего их свыше 200. Возникает путаница.
"Да, было выпущено специальное письмо в 2015 году, и оно должно приниматься как пилотами, так и всеми диспетчерами аэродромов в соответствии с этим стандартом. И вот вопрос был в том, почему за 10 лет, и уже как вот это письмо было выпущено, до сих пор не все аэродромы в России используют новый стандарт под QNH", – подчеркнул авиаэксперт Андрей Патраков.
Есть и еще одна катастрофа, которую Росавиация в том же документе считает похожей на катастрофу Ан-24 в Тынде. В июле вертолет Ми-8 в районе Охотска врезался в гору. Там тоже высоту считали по-разному. И не заметили, что земля оказалась существенно ближе, чем надо.
Почти каждый день пилотам приходится подстраиваться под каждый конкретный аэропорт, считывая высоту по разной методике. Избежать подобных трагедий помог бы переход аэродромов на единый формат, который пока только в планах. Но ввиду новой трагедии снова активно обсуждается.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям