Version: 1.0.2

Счет на миллионы: во сколько обходится спасение туриста с гор в России

Россияне все чаще теряются на незарегистрированных туристических маршрутах.

С развитием внутреннего туризма в России в горы хлынули потоки искателей острых ощущений. Как правило, совсем неподготовленных. И часто желание покорять высоту заставляет забывать об элементарных правилах безопасности.

Серия громких трагедий уже заставила говорить об изменении подхода к спасательным операциям. Так, власти Камчатки, где восхождение на вулкан по закрытому маршруту унесло жизни двоих, призывают ужесточить закон, а расходы взыскивать с самих участников слишком опасных походов. В каких случаях и сколько, вероятно, придется платить – в материале корреспондента РЕН ТВ Павла Кузнецова.

Это какая-то злая ирония – единственная выжившая из своей группы при восхождении на Вилючинский вулкан альпинистка теперь вынуждена из окна больничной палаты смотреть на склоны того самого вулкана, где погибли ее друзья. У самой туристки многочисленные травмы и обморожения. Но главное – жива.

"Самое главное, что организм у нее, скажем так, выживал какое-то время и ресурс расходовал, то есть она находится в таком немножко истощенном состоянии", – рассказал врач-травматолог травматологического отделения Елизовской районной больницы Вячеслав Меньшиков.

И это неудивительно. На вулкане были чудовищные условия. Всю ночь сотрудники МЧС пытались добраться до группы пешком. Спасатель Андрей Полюхов вспоминает – кромешная темнота, ледяной ветер. Говорит, для туристов маршрут был самоубийственен.

"По этим же маршрутам в это время нельзя пройти, потому что там опасные каньоны, камнепады. Ну и, конечно же, все это нас ждало", – поделился Полюхов.

Известно, что к прибытию спасателей и медиков два человека из туристической группы уже погибли. Ради спасения единственной выжившей медикам пришлось фактически выполнять десантную операцию.

"Там нельзя было медлить, потому что вертолет висел над гребнем вулкана. Приняли решение, и мы тут же спрыгнули с вертолета и остались на гребне", – рассказала медсестра-анестезист Камчатского территориального центра медицины катастроф Екатерина Ваторопина.

Трио альпинистов, несмотря на опыт, нарушили все правила – пошли на закрытый склон и даже не стали регистрировать маршрут восхождения. За героизмом сотрудников МЧС и медиков как-то на второй план уходит важный вопрос – а за чей счет спасательная операция? Понятно, что человеческая жизнь бесценна, но тем не менее.

"Сегодня вертолет стоит около тысячи долларов – летный час Ми-8. Это огромные деньги. Чудовищные деньги", – посчитал спасатель международного класса, заслуженный спасатель РФ Андрей Легошин.

А еще врачи, сами спасатели. Их работа тоже денег стоит. Тем более что они рискуют своими жизнями ради других. Видимо, подсчитав все это, губернатор Камчатского края Владимир Солодов вдруг предложил – вызволение застрявших туристов (если это нелегальная группа) из своего кошелька должны оплачивать организаторы таких незаконных туров. Счет им выставят после спасения. Тогда, может, сознательность появится.

"Все последние случаи, о которых мы говорим, – это коммерческие. Альпинистов спасают МЧС, потому что рядом у них нет сборов организованных", – заявила руководитель пресс-службы Федерации альпинизма Ирина Морозова.

Две трети трагических случаев происходят как раз в тот момент, когда коммерческие гиды не регистрируют маршруты в МЧС. В 2023 году их было всего два, и тогда никто не погиб. В прошлом году, по данным от МЧС, уже 5 маршрутов и 22 погибших. В этом – уже 8 происшествий. Наглядно. Но, например, Александр Яковенко – человек в альпинизме профессиональный – парирует, это ж как стоимость туров в таких случаях вырастет? Так и горы опустеют. И альпинизм станет достоянием богачей. Как-то не по-спортивному.

"Это значит, клиент будет платить несуразную цену. Любые спасработы, по нашим деньгам даже, это представляете, если даже там вертолетные работы начинаются, это меряется миллионами. И как это будет соразмеряться стоимостью тура, стоимостью расходов на то, чтобы провести это?" – задался вопросом альпинист, мастер спорта по альпинизму, председатель горного клуба управления альпинистских лагерей, председатель комиссии классического альпинизма Федерации альпинизма России Александр Яковенко.

Мировая практика показывает – стоимость спасательных работ в горах может достигать сотен тысяч долларов. Так было семь лет назад в Пакистане, когда российского альпиниста Александра Гукова пытались достать с северного гребня горы Латок 1. Александр ждал помощи неделю на высоте шести тысяч метров. В полном одиночестве, тишине и холоде. Уникальная операция пакистанских пилотов вертолетов обошлась на наши деньги почти в 10 миллионов рублей. Платить пришлось самому спасенному, помогала Федерация альпинизма.

"В той же Европе, если там, не дай бог, с кем-то еще случается несчастный случай, меня сначала спасают, а потом мне выставляют счет за спасение. И я боюсь, что если сделать у нас такое же, то люди начнут задумываться о страховании. Они сами побегут в страховые страховать свои риски", – предположил профессиональный горный гид, КМС по альпинизму Дмитрий Ермаков.

Но это в горах. А что делать с рыбаками, которые с упорством каждый год уплывают в море на отколовшихся льдинах. Им точно не будут страховку оформлять. А их каждый год возвращают на землю вертолетами. Идеи выставлять им за это счет были. Но пока предъявляют только штраф – от 500 до пяти тысяч рублей. Вероятно, поэтому они еще и условия сотрудникам МЧС выставляют – без улова, мол, никуда.

Тем не менее инициативу губернатора Камчатки в ближайшее время должны направить в Госдуму. Профессиональных альпинистов и туроператоров просят присоединиться к обсуждению.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

Счет на миллионы: во сколько обходится спасение туриста с гор в России