Куда едем: Россия превращается в поле битвы "криминальных маршруток"
В Нижнем Новгороде — сплошные проверки частных маршрутных автобусов. ГИБДД требует не только наличия страховок и специальных разрешений на перевозку пассажиров, но и технической исправности машин. В Ставропольском крае за последние десять дней выявлено почти полторы тысячи водителей маршруток, нарушивших правила перевозки пассажиров. Для сравнения — только за первый квартал этого года в Москве обнаружено более трех тысяч автобусов на нелегальных маршрутах. Да, безусловно, незаконные маршруты появляются там, где не хватает легальных или слишком высоки цены за проезд. Но к этим удобствам прилагается опасность как для пассажиров, так и для водителей. Смертельная опасность.
Конкуренция по-башкирски — не для слабаков. Война за каждого пассажира. Подрезать на дороге, запугать, избить, или вообще сжечь чужую машину — для перевозчиков это так, разминка.
Разборки в лучших традициях 90-х в Уфе начались два года назад, после выхода нового федерального закона, регулирующего пассажирские перевозки. Раньше, чтобы выпустить машину на линию, достаточно было получить лицензию. С 2015-го — еще и оформить карту маршрута. В этот момент, видимо, и начался откровенный передел рынка.
Тендеры, в нарушение закона, стали проводить и на действующие маршруты. Теперь в Уфе есть официальные перевозчики — у них все документы на руках — и нелегалы. Условные. Это те же владельцы маршрутов, которые не смогли договориться с чиновниками.
Но машины нелегалов все же выходят на работу — каждый день. Идут тем же маршрутом, что и официальные перевозчики. А пассажиров на всех не хватает.
16 февраля этого года. Перестрелка на конечной остановке одного из пригородных маршрутов. Мы разыскали одного из участников. Он согласился на интервью только на условиях анонимности. Его водители возили пассажиров всего месяц. Потом пришли конкуренты.
"Наши автобусы, пять автобусов, заблокировали около 20 человек на автобусах и легковых автомобилях. Вышли оттуда люди в масках с бейсбольными битами. Начали без разбора бить водителей. Одному руку сломали, одному все лицо разбили", — рассказывает собеседник РЕН ТВ.
Все это происходило ранним утром. К обеду люди с битами появились снова. И закончилось это перестрелкой. Причем ее участник уверен, что это были обыкновенные водители из конкурирующей фирмы.
Вечером того же дня сожгли две машины нелегалов — камеры наблюдения зафиксировали, как человек продирается сквозь сугробы и, когда пламя вспыхивает, бежит с места преступления. И это было только начало.
29 марта убили бизнесмена Амирьяна Валиуллина. Он владел двумя маршрутами, собирался открыть еще один. Это одно из последних интервью, где коммерсант пытается привлечь внимание к проблемам перевозчиков.
Алина Валиуллина, племянница погибшего, рассказывает: рынок, на котором работал ее дядя, не зря считался опасным. Драки, подставные аварии, угрозы — это было всегда. Но убийство... Причем первой стала версия ограбления — погибший вез выручку. Но деньги — все до копейки — так и остались в машине.
Убийца действовал хладнокровно и расчетливо. Удар был всего один, но настолько точный, что Амирьян Валиуллин прожил лишь несколько минут. Теряя сознание, он въехал на парковку, врезался в один из автомобилей, из последних сил вылез из машины и умер на руках у прохожих. Самого преступника, ударившего ножом бизнесмена, никто не заметил. Хотя все происходило днем, в одном из самых больших районов Уфы. Где поблизости несколько крупных торговых центров.
На второй день после этого следствие задержало бывшего бизнес-партнера Валиуллина, 47-летнего Альфреда Исламова. Он занимает высокую должность в компании "Уфа-Лайн", чьи интересы пересеклись с бизнесом Валиуллина в пригородном Языково.
Мы решили посетить офис компании, которую обвиняют во всех грехах. Представители фирмы легко пошли на контакт, но от комментариев на камеру отказались.
На все обвинения директор фирмы Алексей Никитин отвечает просто: достает разрешения на перевозку. Объясняет: работать официально сложнее.
И глядя на старенькие "пазики", натужно ревущие на подъеме, кажется — ну какая в этом бизнесе сверхприбыль? Но в кулуарах местные перевозчики называют цифры.
Владелец маршрута в Уфе получает около 7—10 тысяч рублей в месяц с одной маршрутки. Суммы вроде небольшие, но у одного из крупнейших перевозчиков города машин больше тысячи. И совокупный доход — свыше 10 миллионов в месяц. Чистыми, ничего не делая, — просто потому, что маршрут твой. Представьте, какие деньги крутятся на этом рынке в масштабах страны.
Рынок автомобильных и автобусных перевозок огромен — этими услугами каждый год пользуются в общей сложности не меньше 11 миллиардов россиян. И редко где в этом бизнесе удается навести порядок. Чаще всего конкуренты решают вопросы так же, как в Уфе.
Андрей Тюрин, водитель такси, перемещается по городу только с охраной. Он вместе с братом приехал в Рязань из Оренбурга — осваивать новый рынок. Официально открыл фирму, выбрал направление, где маршрутки в час пик не справляются, и стал возить людей на семиместных легковушках. Но ему быстро объяснили, кто хозяин.
Работу пришлось свернуть. Попасть в этот бизнес действительно сложно. А вот вылететь — проще простого. Например, в Кирове конкурсы за право возить пассажиров проводят так, что малый и средний бизнес нередко просто выдавливают с рынка. Побеждает обычно муниципальное АТП, которое становится "крышей" для всех, кто согласен платить дань.
Но люди находят выход. В Томске те, кто конкурс проиграл, продолжают выходить на маршруты. Прикрываясь табличкой "Заказной". Инспекторы придраться не могут. А терпения официальных перевозчиков хватило всего на месяц. Однажды утром, когда на конечной автобусов-нелегалов оказалось больше, чем работающих по договору с мэрией, они просто заблокировали ушлых конкурентов. И сами отказались перевозить пассажиров.
Выходит, внешне цивилизованные методы в битве за маршруты ничем не отличаются от того же бандитского беспредела в Уфе. В итоге все заканчивается стрельбой. А тех, кто работает нелегально, меньше не становится.
Малый и средний бизнес борется за место под солнцем как умеет. Страдает от этого потребитель — тот самый пассажир, который не может спокойно добраться из пункта А в пункт Б.
А тут еще конкуренты открыто угрожают водителям, блокируют машины на дороге и даже специально подставляют под удар свои, чтобы на несколько часов выбить автобус из графика. И все это набирает обороты только потому, что местные власти и правоохранительные органы просто наблюдают со стороны. Так, как это происходит в Уфе.
Сюжет был почти готов к эфиру, когда с нами связалась племянница Валиуллина и рассказала о событиях, которые в истории с убийством уфимского бизнесмена многое проясняют.
"Появилась новая информация: "Уфа-Лайн" внаглую приехали в Языково и забрали маршрут Амирьяна Языково — Уфа. Отобрали его у жены", — сообщила Алина.
Пояснить ситуацию официально нам оказались. Региональное управление СК ничего не комментировало. В администрации Уфы с ответом долго тянули, а потом решили спрятать главу управления транспорта от журналистов. Похоже, найти ответы на вопросы не удастся и вдове бизнесмена, которая теперь одна будет растить четверых детей, младшему из которых два года.