"Прямая линия с Путиным - 2018" стала самой необычной за всю историю проведения
Конечно, новый формат прямой линии интересно сравнить с форматами прежними. Как новость преподносилось отсутствие в Гостином дворе публики. Но ведь все это уже было - в самой первой прямой линии 2001 года. Что изменилось с того времени? Главное - вопросы. Если в 2001-м людей волновало само выживание сразу после окончания 90-х, то теперь - качество жизни. А это важное изменение.
Массовку из чиновников и известных людей, что наблюдали за «прямой линией» в Гостином дворе в предыдущие годы, на этот раз убрали. Вместо них – министры и губернаторы на больших экранах. Любого из них президент мог подключить к разговору.
В прямом эфире они как на ладони. Внимательно слушают президента. Особенно ответ на вопрос, волнующий абсолютно всех: какая полоса в жизни страны сейчас – черная или белая?
"Мы двигаемся в сторону устойчивого "белого цвета". Конечно, и в природе никогда не бывает абсолютной чистоты ни в чём. Посмотрите, в Арктике, Антарктике вроде бы абсолютно полная белизна, белая пустыня, и всё равно даже там есть определённые вкрапления и серого, и чёрного цветов. Так же и у нас. Но в целом мы движемся в абсолютно правильном направлении", - говорит президент.
Организаторы экспериментировали с формой. Но вот суть прямой линии осталась прежней. Президент решает проблемы большой страны. Так, вопрос семьи Верховских из Ивановской области – почему льготы по ипотеке за второго и третьего ребенка положены, а за четвертого нет – превратился в поручение главы государства.
"Я думаю, я сейчас разочарую, наверное, Министерство финансов, оно ошибочно, и его нужно поправить. Стоить это будет примерно, если не ошибаюсь, где-то 9 миллиардов рублей. Это не такие уж большие деньги. Большие, конечно, но не такие большие, имея в виду необходимость поддержки семей с детьми и решение демографических вопросов и проблем, перед которыми стоит наша страна. Обязательно переговорю на этот счет с председателем правительства. Мы это сделаем, мы это поправим. И я хочу пожелать всего самого доброго вашей семье и таким семьям, как ваша", - сказал Путин.
Губернатор области, Станислав Воскресенский, свои пожелания передал семье лично. Приехал в дом Верховских сразу после завершения прямой линии. Раньше не мог. Ошибочное решение исправили прямо за вечерним чаем.
"Я попросил банк с вами связаться. Связались? Владимир Владимирович сказал, и спасибо ему за это решение, что будет исправлено постановление правительства, и будет ставка 6, но пока его будут править, банк вам понизит до 9 с половиной", - говорит губернатор.
"Жена в декрете, работаю я один, для нас семь с половиной тысяч – большая сумма, если она станет в два раза меньше, то нам станет в два раза легче её платить", - говорит многодетный отец.
Жилищные вопросы вообще задавали часто. Обсуждая тему дольщиков, президент заявил – скоро проблемы не будет в принципе.
"Мы должны сделать так, чтобы в год примерно пять миллионов семей имели возможность улучшить свои жилищные условия, чтобы раз в 10 лет каждая семья, нуждающаяся в этом, могла улучшить свои условия. Это очень сложная задача, но реализуемая, потому что сегодня такой возможностью обладают примерно 3,5 миллиона семей. Но если мы сейчас резко сделаем шаги в направлении уменьшения привлечения средств граждан, то тогда мы столкнемся с несколькими проблемами. Поэтому у нас принято решение с 1 июля 2019 года прекратить заключать новые договоры долевого строительства и привлекать исключительно средства через систему финансовых учреждений и через банки для этих целей", - говорит Путин.
Евгению Лаврик из села Левокумка Ставропольского края вопросы долевого строительства пока не волнуют. Она ютится с семьей в доме, пережившем наводнение.
Май прошлого года выдался более чем дождливый. 3 нормы осадков за месяц. Местная река вышла из берегов. Село Левокумка пострадало тогда больше других.
Но остальным выдали сертификаты на новое жилье. А «левокумцам» заявили – не положено. Их дома по документам – и не жилые вовсе. Хотя строиться здесь власти разрешили, и даже прописку давали. Мэр Ставрополя не раз говорил – вопрос вот-вот будет решен. Его щедрые обещания даже сняли на мобильный телефон.
Но ничего не менялось. Пришлось звонить президенту. И вот уже гбернатор держит ответ.
"Я уверен, что этот вопрос в течение месяца-полутора решится положительно. Для всех 17 семей", - говорит он.
У Натальи Журовой, многодетной матери из Томска, другая проблема. Но тоже с жильем. Никак не подойдет очередь на положенный по закону участок земли. Местные чиновники говорят: детей у нее маловато. Точнее говорили. Вопрос решился день в день.
Виртуальная явка на эту прямую линию была обязательной. Только губернатор Вологодской области Кувшинников опоздал. Вместо него пресс-служба посадила оператора. А потом сообщила, что главе срочно понадобилось в туалет. Лучше бы молчали…
Судя по реакции губернаторов, задающих вопросы людей они иногда не замечали.
"Я встречусь лично с ней, и лично Вам, Владимир Владимирович, доложу о решении", - говорит губернатор Жвачкин.
"С ней – это с Натальей Николаевной. Первое. Второе, Вы сказали о чиновниках, которые что-то не понимают. Надо понять, кто эти чиновники, и они должны руководствоваться не общими и формальными соображениями", - одернул его Путин.
Прямые включения губернаторов нужны, чтобы показать: это и их проблемы тоже. Президент, по сути, делился с региональной властью своим кредитом доверия, не забывая напомнить и про личную ответственность.
Министры выглядели взволнованными. Вот так Новак рассказывал о ценах на топливо. Тема тяжелая. Поэтому темный галстук, настороженный взгляд.
Вице-премьер Козак выглядел бодрее. Он единственный, кто вышел на связь без пиджака. И единственный, с кем случилась заминка.
"Куда-то он исчез с экранов сразу. А давайте дадим ему слово. Давайте послушаем, о чем договорились", - заметил Путин.
В прямой эфир выходили из кабинетов. У мэра Москвы, оказывается, на этот случай стоит баннер. А в углу телефоны с коммутатором. Старый проверенный способ связи.
Проверенных схем придерживались и организаторы. Несмотря на заявленную «инновационность», к президенту обращались хорошо организованные группы.
Поэтому самые запоминающиеся вопросы Путин выбрал сам из потока сообщений.
"Вот один из вопросов: «Почему мясо коровы называют говядиной?» Может, мы вернем на экран Алексея Васильевича? Алексей Васильевич, почему мясо коровы называют говядиной?" - переадресовал Путин.
"Владимир Владимирович, к своему стыду, как профессионал не могу ответить срочно на этот вопрос, надо посмотреть все-таки словарь", - сказал Гордеев.
"Вот видите, а люди хотят, чтобы я ответил. Даже Вы, человек, который все время сельским хозяйством занимается, не может этого сделать", - сказал президент.
Но в прямой линии принимали участие и неофициальные лица. В какой-то момент она стала напоминать встречу с писателями. Их обращения показали чуть ли не одно за другим. Вопросы от блогеров, расслабленных людей с телефонами, смотрелись и вовсе странно.
Серьезных тем они почти не затронули. Но это не значит, что их не было совсем. Так Путин ответил на вопрос о пенсионном возрасте.
"Я всегда относился и отношусь сегодня к этому в высшей степени осторожно и аккуратно", - сказал он.
"На что бы хотел обратить внимание. Одна из ключевых задач, которая сформулирована мною перед Правительством, – это повышение доходов пенсионеров, причем значительное повышение их доходов. Правительству в самое ближайшее время это нужно будет обеспечить, безусловно, потому что за этим и решение другой важной задачи – это уменьшение в два раза количества людей, которые живут за чертой бедности.
Так вот, какие меры будут предложены Правительством для решения этой ключевой задачи, мы должны узнать в самое ближайшее время".
Решали и медицинские проблемы. Из поселка Струнино, Владимирской области президенту пожаловались на состояние единственной больницы, которую местные власти, к тому же, постепенно закрывают.
"У меня 10 детей и 8 внуков, и нам приходится, когда они заболеют, в Александров их возить. А это очень неудобно", - говорит Анна Погодина.
Корпуса разваливаются, не хватает лекарств и врачей. 30 тысяч человек рисковали остаться вообще без доступной медпомощи. Но губернатор Владимирской области из своего кабинета проблемы не видела.
"На сегодняшний день мы ничего не закрываем в Струнино. Мы выделили 68 млн, 28 млн на ремонт детской поликлиники, 40 – на больницу и на отделение кожное, которое надо ремонтировать. Больница 29 года, в детское вообще опасно туда людей водить. Женщина говорит, что на самом деле закрыли", - говорит Светлана Орлова.
Владимир Путин больше поверил своим глазам и жителям, чем заверениям чиновников.
"Такая потребность есть, судя по всему, что я вижу на экране, она является острой. Явно нуждается в вашем особом внимании, Вероника Игоревна, есть и другие направления поддержки регионов, я вас тоже попрошу внимательнее к этому отнестись вместе с губернатором эту проблему решить. Нельзя первичное звено ликвидировать, так же остро стоит вопрос во многих других регионах", - говорит Путин.
Реакция была мгновенной. Перепуганные сотрудники областной администрации сразу прибежали все исправлять.
"Нужно косметический ремонт провести. Краска, побелка, все, что требуется для ихних как бы нужд", - говорят они.
За первую половину прямой линии Путину пришлось решить столько проблем, что через пару часов люди стали волноваться. Путин заверил - он не устал.
Если раньше с ситуацией чиновники справлялись за несколько часов или дней, то теперь – за несколько минут. Но одно осталось прежним: звонок Путину решает все. Хотя проблемы в стране уже не такие сложные, как несколько лет назад. Речь идет не о выживании, а о качестве жизни.
"На смену этой социальной энтропии приходит в общем-то социальный энтузиазм и оптимизм, что и было продемонстрировано на этой прямой линии, в том числе и в отсутствие особо депрессивных тем", - говорит политолог Федор Бирюков.
Настоящий «крик души» донесся из Ростовской области – от беженцев из Донбасса. Бюрократические проблемы миграционного законодательства делали их жизнь невыносимой.
"Мы проживаем уже 4 года на территории РФ, вопрос был в том, чтобы упростить нашу легализацию, не просто РВП, а хотим получить статус гражданина РФ. Это другое качество жизни", - говорит Татьяна Васильева.
И впервые за 4 года скитаний ситуация сдвинулась с мёртвой точки.
"В течение нескольких минут к нам начали подъезжать чиновники, полицейские и журналисты, стали узнавать, что у нас за проблемы! Но жаль, что это не произошло раньше", - говорит Владимир Пыженко.
У ученых тоже были вопросы к президенту. Но не о финансировании исследований. Здесь все в порядке. В Курчатовском институте у Владимира Путина попросили помощь в поиске инвестора. Чтобы внедрить уникальную медицинскую технологию.
"Дальнейшее их продвижение – это регистрация изделия. Это достаточно долгие доклинические, клинические испытания. И здесь нужны деньги инвесторов", - сказал начальник отдела нанобиоматериалов и структур Курчатовского комплекса НБИКС природоподобных технологий НИЦ «Курчатовский институт» Тимофей Григорьев.
Но это не значит, что все наладилось окончательно. В стране по-прежнему масса проблем. А чтобы выйти на лидирующие позиции в мире, необходим рывок.
"Мы должны собрать все наши ресурсы: и интеллектуальные, и моральные, и финансовые, – понять, чего мы стоим на очень важном этапе нашего развития. Мы должны не только впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда нового технологического уклада, а быть во главе этого поезда. Можем ли мы это сделать? Можем, но только если будем работать вместе", - говорит Путин.
Шестнадцатая прямая линия – пока что самая необычная за всю ее историю. Путин, по сути, поговорил со всей страной, а еще – с чиновниками, губернаторами и министрами. При этом его окружали только два модератора. Ну и операторы кол-центра за стеклом. Неизменным осталось только общение с прессой по окончании прямой лини.
Вот это самая многочисленная по количеству собравшихся часть мероприятия. Пресс-конференция Владимира Путина по итогам прямой линии. Здесь обошлись без нововведений. И журналисты, как и в предыдущие годы, обступили президента плотным кольцом.
Но Путину здесь задавали только личные вопросы. Ни одного по темам, которые только что обсуждали в зале. Их рассмотрели достаточно подробно. Поэтому через несколько минут президент попрощался и покинул Гостиный двор.