Version: 1.0.2

Отец Виктора Цоя навестил могилу сына после тяжелой операции

Вернувшись из израильской клиники, где ему спасли жизнь, Роберт Цой нарушил заведенное правило и посетил захоронение сына во внеурочный день.

Отец легендарного советского певца Виктора Цоя – Роберт Максимович – после операции, спасшей ему жизнь, решил изменить традиции.

Дело в том, что у корейцев не принято часто навещать могилы близких. Вот и Роберт Цой приезжал на кладбище дважды в год – в день рождения и в день гибели сына.

Из Израиля Роберт Максимович Цой вернулся в Санкт-Петербург 4 июня. В Тель-Авиве ему сделали операцию. У Цоя-старшего – рак, деньги на лечение нашли традиционным для России путем - продали комнату в коммуналке. Но - рак редко сдается после первой же операции, требуется долгое восстановление, терапия. А вот на это денег у Роберта Цоя нет. Так что операция может оказаться бесполезной. Именно поэтому РЕН ТВ и "Наше радио" проводят акцию по сбору средств для Роберта Максимовича. А девизом этой акции стали слова из песни его сына – "Дальше действовать будем мы".

В рамках телемарафона впервые будут показаны уникальные кадры - потерянное видео Виктора Цоя. Он попросил стереть запись сразу же после концерта, прошедшего в Витебске в 1989 году. Но оператор не послушал. Спустя 25 лет мы показали эти уникальные кадры отцу музыканта.

Роберт Максимович живет в скромной "однушке" на окраине Питера. Здесь же все эти годы хранит память о сыне. Это и деревянные фигурки нэцкэ, которые вырезал Витя, и гитара, на которой он бренчал.

Отношения отца и сына были далеки от идеальных. Сам Виктор говорил, что "воспитан жизнью за шкафом". Когда ему было 11 лет, Роберт Максимович ушел из семьи. Чтобы как-то отвлечь сына – мать отвела Виктора в художественную школу. Отец потом вернулся. И Цой простил его. Потому что любил.

"Тогда мы были уверены, что он будет хорошим художником, - рассказывает Роберт Цой. – А на самом деле художником он так и остался. Он рисовал, вырезал всю жизнь тоже неплохо. Но основное занятие у него было все-таки другое…"

Считается, что жизнь Виктора перевернули музыканты "Биттлз". Он понял, чего хочет от жизни: если и дальше рисовать – то музыкантов, но лучше, как они – играть и петь. Кумир поколения Перестройки, Цой навсегда изменил русский рок. Он собственно и стал русским роком.

"Тогда это были открытия, каждый раз открывалось что то, чего не существовало, - говорит музыкальный журналист Артур Гаспарян. - Это были бессребреники, которые просто безумно любили рок, который любить было не позволено, и молодое поколение не понимало, почему же вот эти старики-большевики не дают нам слушать то, что нам нравится. И это тоже было очень сильным драйвером популярности жанра, ибо был подсознательный протест и сопротивление, которое охватило миллионы людей, и это выходило из-под контроля любой системы".

С запретами и флажками тогда сталкивались все рокеры. Тот же Борис Гребенщиков пытался спросить слушателя "Если я уйду?!" еще в середине восьмидесятых. Но тогда у его дома дежурила черная Волга с пассажирами из КГБ. В итоге песню услышали только в прошлом году.

Чуть раньше – группы "Воскресенье", "Коррозия метала". Их концерты запрещали, участников сажали. Музыкантов подводили под статью: тунеядство. Кстати, Цой, чтобы не схлопотать срок, устроился работать на кочегарку.

"Он чувствовал себя органично в этой роли звезды, которая не тяготилась звездностью, - поделился президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов. - Он по характеру был человеком спокойным и ощущающим изнутри свое значение. Он с трудом представлял себе, что он будет старше 30 лет. Собственно, так и случилось".

Смерть звезды по имени Солнце, не стала закатом. «Цой жив», - эта надпись появилась на стенах домов сначала в Питере, а после по всей стране.

"Я себя корил, что я не научил его как следует водить машину. Ведь он же практически водить не умел…" – говорит Роберт Цой.

Роберт Цой приходит на кладбище редко – два раза в год. В дни рождения и смерти Виктора. Чаще навещать покойных у корейцев не принято. Но после операции сделал исключение.

"Вот этого вот не было, - говорит Цой-старший, показывая на захоронение. - Это активисты сделали. Вот эту площадку, вот эту маленькую оградку".

Такой армии поклонников пожалуй нет и у современных звезд. Цой объединил миллионы людей. И уже много лет все тщетно пытаются разгадать, что же заставляет людей собираться на могиле певца или у рок-клуба "Камчатка" - той самой котельной, где для вида "работал" Цой.

Миллионы фанатов не только в России, но и по всему миру. Чжо Сон У, Пак Чан Хун, Ю Кон Хи – музыканты группы Legend, они исполняют пенси Цоя.

"От его песен исходит какая-то загадочная энергия, вызывающая сильные эмоции, - говорят корейские музыканты. - Его песни и сам он, как певец, очень популярны у нас в Корее. Его исполняют многие, потому что песни и музыка завораживают".

Цой ушел из жизни четверть века назад. Ему было всего 28. Его первым фанатам уже в два, а то и 2,5 раза больше. Но и сегодняшний 14-летний подросток считает его своим. Его успех так и остался не повторенным.

"Сейчас для людей важнее попасть в эфир, начать зарабатывать деньги, - считает музыкальный критик Алексей Певчев. - Те люди понимали, что они никогда рок-н-роллом не заработают, для них это был вариант оттяга, знакомства с девушками, новыми людьми, путешествиями, приключениями".

На пике карьеры в Лужники на Цоя пришли 72 тысячи человек. Талантом иконы русского рока восхищались так, что ломали кресла в первых рядах на концертах. В 1990-х гонений не стало, и русский рок потерял значение культуры протеста. Сегодня он снова перебрался в питерские квартиры.

Размеры концертных площадок в последние годы заметно ужались.

"У нас сейчас клубов в городе очень-очень много. И каждый день что-то где-то идет. Помимо этого, есть большие концертные залы. Везде что-то проходит. Народ от этого устает. Поэтому посещаемость этих концертов падает", - объясняет вице-президент ленинградского рок-клуба Антон Шлей.

У ленинградского рок-клуба было собственное здание в самом центре Питера. На его сцене 3 июня 1987 года впервые прозвучала "Группа крови". Здесь, собственно, и зародилось рок-движение. Сюда рвались и прорывались, чтобы услышать не только "Кино", но и "Аквариум", "Зоопарк", "Алису". Сцена сохранилась до сих пор. Только теперь рок уступил место детскому музыкальному театру, а портрет Цоя на стене – закрасили.

"Исчез такой очень важный для русской рок-н-рольной музыки фактор, как культура – считает со-основатель рок-группы "Аквариум" Анатолий Гуницкий. - Она как бы есть, но, это не сравнить с тем, что было раньше. Это хуже на несколько порядков. То ли это веяние времени, то ли просто так карты разложились на данном этапе".

Отец Виктора Цоя навестил могилу сына после тяжелой операции