Version: 1.0.2

Лайки за решеткой: Госдума намерена частично декриминализовать экстремизм

Сегодня стало известно об обращении к судьям, которые разбирают дела об оскорблении чувств верующих. Представители Русской православной церкви призвали служителей Фемиды замечать раскаяние обвиняемых. В этом случае подобные разбирательства стоит завершать примирением сторон.

Некоторые сразу усмотрели в этом возможный поворот к смягчению в законе. Однако эксперты уверены, что речь идёт скорее о здравом смысле.

Студент-кинематографист Даниил Маркин когда-то лайкнул мем, где герой эпопеи "Игра престолов" изображен как на иконе. Теперь он под следствием. Бездумное сохранение мемов от ответственности, как известно, не освобождает.

Но, по мнению представителей Русской православной церкви, "несимпатичность" мема все же не повод сажать всех подряд за решетку. Русская православная церковь выступила за смягчение 148-й статьи уголовного кодекса, которая предусматривает наказание за публичное богохульство. Теперь предлагается закрывать дела с формулировкой "за примирением сторон". В том случае, если обвиняемый раскаивается.

Изначально цель статьи в уголовном кодексе – защитить верующих, а не заполнить тюрьмы интернет-пользователями. Представители других конфессий согласны: нужно делать поправку на инфантилизм интернет-поколения.

Интересно, что по статье об оскорблении чувств верующих за пять лет не было ни одного реального срока. Максимум – исправительные работы или штрафы. В отличие от других стран мира.

Начнем с Европы. Суровые законы об оскорблении религии – во многих странах. На общем фоне выделяется Мальта – в 2008 году обвинения в публичном богохульстве и вовсе были выдвинуты 621 раз. В Азии и Африке – еще более жесткое наказание. В Саудовской Аравии, например, за кощунство предусмотрена смертная казнь.

Но это – у них. А в России крайне важно разделять тех, кто по глупости скачивает оскорбительные картинки, от реальных злоумышленников. Мария Мотузная сохранила на своей странице 4 чужих коллажа на религиозную тематику. Причем сделала это еще три года назад. А сегодня это вдруг кого-то оскорбило, на девушку написали заявления. Мария старается не отчаиваться. Шутит в Твиттере: "Привет, меня зовут Маша, мне 23 года и я – экстремистка".

Но ведь есть и такие случаи публичного богохульства, когда нарушители готовят кощунственную акцию намеренно, стремятся привлечь к себе внимание. Действительно хотят оскорбить представителей других конфессий. О необходимости детально анализировать каждый инцидент на прямой линии с президентом и говорил писатель Сергей Шаргунов.

Важно не дать социальным сетям превратится в капкан, куда может попасть практически любой интернет-пользователь. В Госдуме сейчас рассматривают законопроект, который должен частично декриминализировать статью "экстремизм". Чтобы сердечки "ВКонтакте" не стали путевкой в тюрьму.

Лайки за решеткой: Госдума намерена частично декриминализовать экстремизм