Госфильмофонд бесплатно покажет уникальные фильмы по случаю своего 70-летия
Увидеть редкие и уникальные фильмы из главного киноархива страны теперь может абсолютно каждый. Госфильмофонд готовит бесплатную ретроспективу по случаю своего 70-летия. Отреставрированные ленты Марлена Хуциева, Чарли Чаплина, Лукино Висконти — и все на большом экране. В ближайшие годы бесценную коллекцию оцифруют и создадут мега-хранилище.
Картина Андрея Тарковского "Иваново детство" была создана в 1962 году, но пролежала на полке 4 года, после чего уже вышла в советский прокат. На архивную жизнь кинопленки редко обращают внимание: мол, ну лежит и лежит. Однако ее качество определяется ее хорошей сохранностью.
Николай Бурляев сыграл в "Ивановом детстве" главную роль. В кинозале Госфильмофонда нам любезно предоставили возможность пересмотреть легендарную ленту. Показ на большом экране — это огромное удовольствие. Для этого и реставрируются фильмы — чтобы была возможность их смотреть!
Помните биографический фильм про Жоржа Мельеса — режиссера, который, как и братья Люмьер, был первооткрывателем кинематографа? Он назывался "Хранитель времени". И это очень точная метафора. Пленка, как и холст для живописца, как и бумага для писателя, это история, это время, данное нам в ощущениях.
"Глядя на этого мальчика, я думал: как же он мог так играть? Я сейчас так бы не смог. Какая вера в предлагаемые обстоятельства!" — восхищается актер Николай Бурляев.
Андрей Тарковский говорил, что кино — это запечатленное время. Вот на экране первый российский художественный фильм 1908 года "Стенька Разин". Фильм по-прежнему смотрится зрелищно. Потому что для искусства не бывает прошлого, оно всегда "здесь и сейчас".
"Стенька Разин" — первая из сохранившихся лент. Многое, к сожалению, утрачено. Для того, чтобы такого не происходило, и был создан в 1948 году Госфильмофонд. Сейчас он хранит около 75 тысяч кинолент, 30 тысяч из которых — отечественные. Картины реставрируют, оцифровывают и показывают на престижных фестивалях. Главное — бережное отношение к авторской версии. Если лента черно-белая, то она и должна такой оставаться, как и замышлял режиссер.
"Раскрашивать мы ничего не будем, а реставрировать — этим мы занимаемся ежедневно", — рассказывает директор Госфильмофонда России Вячеслав Тельнов.
Искусство создает настроение. Человеческий глаз понимает, что вот эта картина — 19-го века, а это — кинематограф 20-го. Но для эмоций времени не существует. Эмоции там, куда вы сейчас смотрите.