Тунеядец или в поиске: кто будет платить налог на отсутствие работы
О самом обсуждаемом сегодня налоге. Его могут ввести для всех официально безработных россиян трудоспособного возраста. Таких, по примерным подсчетам, около 18 миллионов. Их хотят заставить платить взносы в фонды социального и медстрахования, ведь этими услугами они пользуются так же, как и все остальные работающие.
Тунеядству бой. Сколько раз в стране начиналась такая кампания, и вот, кажется, мы на пороге новой. Госдума готовит изменения в налоговый кодекс. Согласно поправкам, взносы и платежи в пенсионный и другие фонды будут платить все – как трудоустроенное, так и неработающее население страны.
"Десятки миллионов людей находятся в серой зоне и пользуются абсолютно всеми льготами – и ОМС, и пенсии, пусть страховые, но все равно они будут получать, при этом не участвуя в формировании этих фондов. Конечно же, наверно несправедливо ехать на людях, которые добропорядочные и все налоги эти уплачивают", - говорит член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергей Вострецов.
Не работаешь – в тюрьму. Многие забыли, что за иждивенчество когда-то сажали. Но государство рабочих и крестьян, сменив политическую ориентацию, моментально сложило руки.
Бюджеты регионов платят за них только в ФОМС 600-650 млрд рублей в год.
Если бы неработающие самостоятельно оплачивали пенсионные и социальные взносы, это бы принесло пенсионному, социальному и фонду ОМС 734 млрд рублей.
Впрочем, баснословные цифры не всегда учитывают судьбу отдельного гражданина. Например, мамы в декрете тоже формально незанятые.
Во время декретного отпуска Марина Шалгинских не скучает – она и массовик-затейник, и няня, и уборщица, и повар. Невидимый женский труд язык не повернется назвать тунеядством – мама каждую секунду занята. Отпуск по уходу за детьми скоро закончится, и она переживает, что не сразу найдет подходящую работу.
"Конечно, не готова к налогу, и я думаю, муж расстроится сильно, что у нас появится еще один пункт расходов, минус в семейном бюджете. И это неправильно и неверно", - говорит она.
Марина до декрета работала на руководящих должностях в крупных компаниях – таких вакансий единицы. А значит, к расходам на воспистание двоих детей прибавятся штрафы за неуплату взносов. Закон может даже навредить экономике. Если в прошлом году поступили хитрее – увеличили на 2 процента НДС, который легко собирается и сборы от которого распределяются по другим фондам, то нынешняя инициатива выглядит лобовой атакой на тех, кто часто не виноват в своем иждивенчестве. Таких как Тамара, которая долгое время не могла трудоустроиться. Биржа труда женщине с двумя высшими предлагала поработать официанткой на окраине Москвы.
"Напоминает немножко систему наказания в СССР, которая действовала за тунеядство. Но там был немножко другой подход, когда людей просто отлавливали, если они находились на улице в рабочее время", - говорит Тамара Османова.
По силам ли Госдуме дифференцировать причины незанятости граждан и отделить хронических лентяев от безработных поневоле?
"Во-первых, не учитывает разнообразия состояний людей, потому что в проекте представлена совершенно фантастическая цифра – 18 млн человек, которые не платят налоги. Туда одним щелчком занесли и мам, которые воспитывают детей и выполняют очень важную соцзадачу. С другой стороны, есть лица, считающиеся инвалидами и не работают. Есть и безработные, которые не могут платить налоги, и их обязывать, когда у них доходов нет – это тоже фантастика. Есть лица, которые занимаются натуральным хозяйством, – они могут найти работу, но они и у государства ничего не просят", - говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
А как быть с постоянными безработными - героями криминальной хроники, у которых то иномарку дорогую от торгового центра угонят, то кошелек с 5 миллионами вытащат? Как заставить такого рода незанятых в общественном производстве раскошелиться на пенсии и медицину? Так что тунеядец иждивенцу рознь. Есть и такие, кому жемчуг мелок. Наказывая рублем незанятых, с ними легко спутать и тех, кому щи жидки.