Почему работу следователей в России подвергли жесткой критике
Российские следователи оказались в центре масштабной проверки. Ее инициировал глава СК Александр Бастрыкин.
Причиной стал высокий, по оценкам экспертов, уровень оправдательных вердиктов по уголовным делам. Специалисты утверждают, что чаще всего речь идет не о том, что подозреваемые не виновны, а о том, что следователи плохо выполняют работу, неправильно собирая или оформляя улики. Этими промахами с успехом пользуются адвокаты.
Это первое интервью Сергея Вялкова после недавнего освобождения прямо в зале суда. Вердикт – невиновен в громком деле о покушении на убийство высокопоставленного сотрудника МВД в далеком 1998 году.
В такой исход дела мало кто верил. И уж точно не следователи с прокуратурой. Как и в нашумевшем деле продюсера Людмилы Вебер. Ее тоже обвиняли в покушении на жизнь коллеги по цеху. Присяжные начали работать в районных судах только в начале лета, а результаты уже поражают юристов.
Высокий уровень оправдательных вердиктов прокомментировала председатель Мосгорсуда Ольга Егорова.
"О чем это говорит? Безусловно, о сильной работе стороны защиты, но и низком качестве сбора и представления доказательств стороной обвинения. Следователи, увы, разучились собирать и анализировать доказательства", - заявила она в интервью агентству "Интерфакс".
Это самая жесткая критика следствия за последнее время. После слов главы Мосгорсуда глава Следственного комитета поручил проверить материалы упомянутых уголовных дел. Проигрыш в суде правоохранители уже давно традиционно записывают на свой счет. Здесь действует правило "не уверен – не обвиняй". И адвокаты считают: профессиональные судьи, в отличие от присяжных, принцип этот разделяют.
Но обвинение в суде представляют не следователи, собиравшие доказательную базу. А прокуроры, которые выступают за виновность с документами следствия в руках. О проблеме "оправдательных приговоров" представитель Генпрокуратуры тоже уже высказался. Качество следствия и здесь вызывает вопросы.
"По поводу ухудшения этого качества: мы не раз высказывались - и Юрий Яковлевич Чайка в своих интервью об этом упоминал, и не только он. Но достаточных полномочий для исправления ситуации на данный момент прокуроры, конечно, не имеют", - говорит начальник Управления взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры РФ Александр Куренной.
Впрочем, закон предусматривает вариант вернуть дело следователям на доработку. Прокуроры по закону вправе это сделать.
Из необычной практики судебных решений последнего времени можно сделать лишь один бесспорный вывод: это очень необычно для сложившийся в России системы. Тут что-то явно работает не так. Оправдание в суде, конечно, можно приветствовать, если на свободу выходит действительно невиновный.
Но часть решений присяжных вызывает вопросы. Как, например, оправдание "водителя" так называемых "красногорских стрелков", которого признали непричастным к бойне, что устроил его начальник. Хотя на суде утверждалось, что он во всем ему помогал.