Выходили на сцену в голодную зиму 42-го: как театр помогал жителям блокадного Ленинграда
Театр стал одним из символов стойкости блокадного Ленинграда. Артисты выходили на сцену, несмотря на голодную и суровую зиму 1942 года. Иногда их было гораздо больше, чем зрителей.
Видеохронику событий осажденного города подготовили наши коллеги с Пятого канала. 16 января 1942 года советские войска были на подступах к Ленинграду. Его жители тогда чувствовали, что победа близка.
Одним из ее главных предвестников стал театр. За билетами в Малый оперный театр выстроились очереди, как до войны. В тот день объявили, что по карточкам можно получить джем и варенье – невиданные тогда лакомства. Но люди вставали в очередь не только за редкими продуктами – с 5 утра жители осажденного города выстроились за билетами.
Малый оперный театр стал общим домом для многих артистов. Его здание практически не пострадало. Были разбиты фонари и окна, последние пришлось заложить кирпичом. Афиши прислоняли к стенам, менялись они довольно часто. Сам театр работал без выходных. Актеры выходили на сцену и утром, и вечером.
"Удавалось поддержать людей, которые приходили в театр и были счастливы от того, что на сцене светло и радостно, и это тоже давало им жизнь", – вспоминает народная артистка России Тамара Абросимова.
Часто на афишах появлялись траурные рамки – не всем актерам удалось дожить до Победы. На них также писали объявления: "отвезу покойника" или "продам гроб". Но со временем зритель вернулся, залы вновь стали наполняться.
Постановки прерывались бомбежками. Долгожданная премьера 1942-го "Раскинулось поле широкое" едва не сорвалась из-за обстрела. Но зрители все же добежали до театра. Поклонники дарили артистам цветы и делились с ними "деликатесами" – картошкой с капустой.
"Артисты выходили на сцену, с одной стороны, в нарядах, соответствующих образу, а с другой – были под этими нарядами ватные брюки", – вспоминает житель блокадного Ленинграда Всеволод Инчик.
Галина Семенченко, актриса Театра музыкальной комедии, установила мировой рекорд. Она дала 4 тысячи выступлений в период блокады. Ее окрестили королевой военных концертов. Артистка дожила до 102 лет, сохранив присущую ей элегантность.
После прорыва блокады на спектакли перестали пускать в верхней одежде. Ленинград вновь обрел статус культурной столицы. Артисты, оставшиеся в блокадном городе, лишились известности, гастролей, кто-то – здоровья и жизни. Но тогда они знали, что у них особенное время. Они выходили на сцену блокадного театра, чтобы на мгновенье вернуть жителей осажденного города в мирное время.