VIP-охота: как нелегальный отстрел животных в России превратился в бизнес
Помните рассказы о Робин Гуде? Тогда бедные люди, чтобы прокормить себя, занимались браконьерством в королевских лесах. А вот богатые ловили охотников и карали их самыми различными способами. Теперь все наоборот. Охотоведы и егеря с нищенскими зарплатами охраняют оленей, косуль и лосей от богатых охотников, но богатые все равно карают их. Несмотря на то, что сейчас, весной, охота на самых популярных копытных запрещена — она традиционно начинается только с первого ноября, — это не мешает войне высокопоставленных браконьеров с теми, кто должен охранять природное богатство России. Специальное расследование — в материале РЕН ТВ.
Скандальная слава заповедника "Самарская Лука" известна далеко за его пределами. Одни говорят, он в десятке лучших по стране.
Другие настаивают, что национальный парк – рай для браконьеров, особенно состоятельных, утверждают бывшие сотрудники заповедника.
Заместитель директора Нацпарка удивляется, как можно верить словам охотоведа-смутьяна. Но именно против самого Овчинникова дважды возбуждали уголовные дела за организацию незаконной охоты. Одно из них не закрыто до сих пор, но замдиректора по-прежнему за рулем служебной "Нивы".
Однако бывшие сотрудники заповедника говорят иное. По словам Ивана, в прошлом начальника одного из лесничеств, ему не раз поступали распоряжения устроить ВИП-охоту.
"Приедут люди – нужно встретить. Я получал указания от Овчинникова: где, сколько, чего взяли", – рассказывает он.
Когда лесник понял, что поневоле сам стал браконьером, то оформил явку с повинной и уволился. А руководство "Самарской Луки" осталось при должностях. Хотя теперь – после того, как Минприроды оценило биологические ресурсы России – дела браконьерские принимают совершенно конкретный экономический оборот.
По расчётам экспертов, самые дорогие животные страны – зубробизоны (гибрид диких зубров и бизонов с домашним скотом). Их оценили в 379 миллионов рублей. 85 млн рублей – лоси. 41 миллион – косули. Далее – дикие северные олени, кабарги, соболи, благородные олени и бурые медведи. Замыкают список снежные бараны, барсуки, сайгаки и муфлоны.
Минприроды посчитало и оценило только тех представителей животного мира, охота на которых ограничена. А именно они чаще всего оказываются в прицеле ружей ВИП-охотников. Таких, как иркутский губернатор Сергей Левченко. Подручные охотоведы услужливо показали ему медвежью берлогу, обитателю которой была уготована расправа.
Потом высокопоставленные живодеры – по-другому и не скажешь – начали в упор расстреливать спящего мишку. Убили исключительно ради развлечения высокого гостя, чтобы тот потом украсил кабинет эффектными снимками.
Бесчинства ВИП-браконьеров заставили 27 тысяч иркутян подписать петицию с требованием наказать Левченко. Уголовное дело было возбуждено, но о конкретных результатах расследования пока ничего не известно.
"Если для ВИП-браконьеров убить животное, входящее в Красную книгу, это аморальный спорт, лишенный всяких объяснений… Этим наносится ущерб стране, ущерб государству, ущерб биологическому разнообразию сохранения видов", – говорит депутат Госдумы Владимир Бурматов.
И это при том, что штрафы за нелегальную охоту существенно выросли. За незаконную добычу лося придется заплатить 80 тысяч. За медведя – 60. За соболя – 15.
"Те цифры, которые заложены в стратегию развития охотничьего хозяйства, свидетельствуют о том, что ежегодные потери от браконьерской деятельности составляют порядка 18 миллиардов рублей. Ставка за незаконную добычу лося составляет 80 тысяч рублей. При оформлении уголовного дела, а добыча копытных – это уголовная статья 258-я, эта ставка умножается либо на 3, либо на 5 – в случае добычи самок", – заявил заместитель директора Департамента по выработке госполитики в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Минприроды России Александр Федотов.
Этой компании почти удалось уйти от погони. Охотоведы настырно висели на хвосте долгие 100 километров. Но удача отвернулась от беглецов: машину занесло, и предполагаемых браконьеров взяли с поличным.
От оружия охотники, похоже, избавились, а вот от добычи не успели. В багажнике 6 косуль, четыре из них – беременные самки, охота на которых не просто под запретом, такое убийство – за гранью охотничьей этики.
Пойманные той ночью тюменские рейнджеры оказались людьми непростыми. Известный бизнесмен, владелец яхт-клуба Дмитрий Очиров и тюменский общественник Виталий Красноштанов. Перед местными телекамерами он и умелый кузнец, и тонкий ценитель местной кухни. А еще Красноштанов – глава фонда "Мир добрых дел", где он, впрочем, появлялся нечасто.
Но фортуна дала осечку не вовремя. В день задержания Красноштанов выиграл многомиллионный муниципальный тендер на вывоз городского мусора. Мог бы Тюмень сделать чище, но нелепо смешал с грязью свое имя. Ведь вместе с ВИП-персонами в остановленном егерями авто находились и двое бывших уголовников.
Бизнесмен Красноштанов загремел в СИЗО. И, хотя уголовное дело почему-то засекретили, в ближайшее время вся компания пойдет под суд. Редкий случай. Ведь куда чаще – наоборот. Курганский охотовед Яков Березин однажды встал на пути таких же охотников. Чуть свободой не поплатился. О прежней работе пришлось забыть. Теперь Яков тихо фермерствует в забытой богом деревне, а нелегальная охота в сибирских лесах тем временем обрела форму бизнеса: со своим прайсом, покровителями и рынком сбыта.
ВИП-персоны используют все свое влияние, чтобы любыми способами откреститься от незаконного промысла.
Сам районный депутат Школин уверял, что не охотился, а гулял. Тем не менее уголовное дело по факту незаконного отстрела животных заведено. Правда, действия депутаты квалифицированы как преступление небольшой тяжести.
Пока страна рассчитывает стоимость косуль и медведей, нелегалы давно повесили на них свой ценник и превратили охоту в целую индустрию. Услуги на любой кошелек и вкус. Можно нанять проводника, а можно устроить сафари.
Запретить в масштабах страны такой варварский способ уничтожения животных, как отстрел с вертолета, смогло только решение Верховного суда. А вот, например, защитить от браконьеров уникальный мир национального парка "Самарская Лука" несколько энтузиастов на снегоходах вряд ли смогут.